Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Как уст румяных без улыбки...

"Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю",- писал Пушкин. И, как всегда, гений был прав. Милые описки, оговорки, какие-то ошибки в каждом тексте живого человека обязательно будут, это нормально. Но иногда наши юные пишут так, что узнать слово становится невозможно:
Рыца вместо рыться;
Поциэнт вместо пациент;
Софецкий вместо советский.
Это некоторые ошибки из диктантов наших студентов в 2009 году. В тот год были отменены внутренние университетские экзамены, и мы набрали студентов только по результатам ЕГЭ.
Преподаватели кафедры стилистики русского языка факультета журналистики каждый год (уже лет 40) дают первокурсникам в сентябре диктанты, чтобы понять, придется ли открывать специальный факультатив по орфографии. У нас нет отдельных часов на пунктуацию и орфографию в рамках обязательного курса: считается, что за 11 школьных лет все уже познано и усвоено. Однако всегда есть человек двадцать, которым необходимо подтянуть свою грамотность.
В 2009 году таковых было 188 из 229. Количество ошибок в некоторых работах доходило до 80. Сам диктант, хочу заметить, всего 200 слов, считая предлоги и союзы.
Мы схватились за голову и стали умолять руководство выделить нам дополнительные часы на орфографию. Весть о нашей беде просочилась в прессу. В МК появилось интервью со мной, которого я не давала. Был только звонок от корреспондента и приглашение на разговор.Так я оказалась стрелочником и весь год сражалась с нашими чиновниками от образования, которые последовательно обвиняли меня в том, что:
во-первых, я пыталась перепроверить результаты ЕГЭ (это преступление, которое карается по закону);
во-вторых, я использовала очень трудный текст и диктовала его специально тихо/громко, проглатывая все буквы и звуки;
в-третьих, я сама проставила ошибки во все работы егэшных отличников.
Как ни странно, труднее всего было опровергнуть третье обвинение. Хотя, конечно, диктанты проверяла не только я, а все преподаватели - каждый в своей группе.
"Учительская газета" написала целую статью о том, как я, под покровом ночи, нашпиговываю ошибками идеальные диктанты отличников. Эдакий образ маньяка-филолога, насилующего чужие прекрасные работы.
Когда на "Эхо Москвы" меня опять спросили, правда ли, что я сама вставила в работы все ошибки, я гордо ответила: "Да, истинная правда! Я - доцент самой известной в стране кафедры стилистики, преподаватель самого известного вуза страны так и сделала!" На что ведущая с неподражаемой интонацией воскликнула :"Во все 200 работ?!"
- Да!!! - уже просто проорала я уже нечеловеческим голосом. - Просто я страшно трудолюбивая!!!
И они поверили! Пришлось тут же их всех немножко пожурить.
А диктант был проверенный и заслуженный: четыре года уже его успешно писали студенты. И шепелявить, и картавить никто из преподавателей, проводивших диктант, не начал. Но чиновникам надо было найти крайнего, и они потребовали отдать диктанты двоечников, чтобы начать уголовные дела по поводу того, как они стали с такими ошибками отличниками. Но я по таким правилам не играю, студентов не выдаю карательным органам, и я пообещала в присутствии журналистов сжечь эти вещдоки на Красной площади. В то время моя репутация была уже такова, что мне поверили и отступились.
Тогда уже я вплотную стала изучать эти тесты, из-за которых разгорелся скандал. Оказалось, что они содержат огромное количество ошибок и... проверяют что угодно, но только не правописание. Нет, вопросы такие есть, но если вы не ответите ни на один, то все равно имеете шанс получить положительную оценку.
А главное не это, главное то, что бедные школьники теперь не учатся писать и формулировать свои мысли, они только вставляют буковки и выставляют галочки. Зарплата учителей и репутация школы напрямую зависят от того, как сдадут школьники ЕГЭ.
В самих тестах ничего ужасного нет. Если они плохие, можно и поправить. Но абсолютно аморально все обучение сводить к заполнению бланков с вопросами.
Говорят, на грамотность влияет интернет. Да, много ошибок в виртуальных текстах. Но что если использовать сети и блоги для обучения? Школьник может на специальной страничке писать о том, что его волнует и интересует, а друзья и преподаватель-словесник будут комментировать. Мне кажется, многие старшеклассники хотели бы научиться писать тексты, грамотные и привлекающие внимание.
К чему это я? Во-первых, мои студенты вчера писали последний на первом курсе диктант. А во-вторых, эта мерзкая аббревиатура, звучащая как рвотный позыв, опять подползает к нашим детям. С новым ЕГЭ, товариссчи! С новым щастьем!

А вот один из диктантов. Не самый плохой.

стр1

стр2

стр3

стр4
Tags: Диктант
Subscribe
promo nikolaeva november 1, 00:41
Buy for 350 tokens
Что касается промо-блока: Исключено размещение постов политического и националистического толка, антирелигиозных текстов, порнографии, а также любых постов, носящих оскорбительный характер. Для рекламодателей почта nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments