Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Мальчики Герман и Альберт в зеркале педагогики

Жарко сегодня. Даже очень. По поляне бегает черная курица, а за ней, спотыкаясь, стараясь изо всех сил не отстать, маленький черный цыпленок. Вообще-то цыплят у курицы трое. Но бегает за матерью только один.

Смотрю по сторонам: где же еще два? Вот они - под кустом смородины, в теньке от жары спрятались. А курица в поисках неведомо чего нарезает круги по участку, за ней поспешает на тонких ножках похожий на ожившую кляксу малыш. Ему трудно: ножки подкашиваются, он в панике взмахивает крошечными крылышками, чтобы удержать равновесие, и время от времени очень смешно плюхается на попу. Но снова встает и мчится за матерью.



И вот как это можно объяснить? Почему двое отдыхают под кустом, а третий боится выпустить мать из поля зрения? Кто из них прав? Может, двое под кустом более самостоятельные и умные? Они понимают, что бегать на жаре не полезно для цыплячьего здоровья. А может, лучше поступает третий малыш? Он под охраной мамы-курицы. Не спуская с нее круглых блестящих глаз, он учится, как правильно заниматься поисками съестного, как мелодично кудахтать и пушить перья?
Почему дети одного семейства такие разные? Ведь у них одна мать, один курятник, одна полянка и даже цвет перьев одинаковый - черный.

Вот у моей бабушки тоже было трое цыплят, - ой, то есть ребят. И сказать, что они разные, значит - ничего не сказать.
Например, мамин родной брат - известный физик-теоретик. А мамуля моя, благодаря братцу, конечно, еще помнит, что есть такая наука - физика, но этим и исчерпываются ее физические познания.

Примерно так же у мамы и с другими техническими дисциплинами.

Или еще. Мамуля моя всю жизнь надышаться не могла на своих многочисленных родственников, а брат ее делал вид, что он - сирота. В конце концов он понял, что делать это удобнее на расстоянии, и уехал навсегда в Америку.

Родственные связи никогда не были для него приоритетны. Помню, давным-давно мамуля попросила братика познакомить меня с каким-нибудь талантливым физиком с целью создания новой ячейки общества. Так братик от возмущения даже чаем поперхнулся: "Ты чего, - нежно так, по-братски, сказал он моей мамуле, - сбрендила?! Таких дур, как твоя, косой коси, а хороших физиков раз-два и обчелся! Буду я их от науки отрывать!"

Так и не удалось мне стать физической музой!


И мы с моей наироднейшей сестрой практически антиподы. Она такая - эге-ге-ге-гей! - а я такая - ой-ай-ой!

Ладно, в истории есть и более показательные примеры.

Знаете ли вы, что брат Германа Геринга, фельдмаршала и официального наследника Гитлера, - Альберт Геринг, был убежденным антифашистом, участвовал в Сопротивлении и спас от нацистского режима многих людей?

Герман был страшным антисемитом, а его родной брат в Вене, увидев, как немецкие солдаты заставляют пожилых еврейских женщин на коленях отмывать мостовую, быстрым шагом подошел к несчастным, выхватил у одной из них тряпку и стал сам на коленях драить проезжую часть.

Альберт дерзко вывез из концлагеря Терезин несколько грузовиков заключенных, прикрываясь громким именем брата.

И не надо думать, что он ничем не рисковал. Несколько раз сам шеф гестапо подписывал ордер на его арест.

А ведь эти два немецких мальчика, Герман и Альберт, выросли в одной семье, у них общие мама и папа. Их одинаково кормили, одевали и учили. Они слушали одни и те же песни и сказки. Почему же они такие разные?

Получается, что есть в человеке нечто, на что невозможно воздействовать, и это нечто заложено от рождения?

А как же многочисленные педагогические теории об искоренении любых пороков путем вдумчивого воспитания и медицинские исследования, касающиеся наследственности?

Получается, что, воспитывая малыша, мы все равно никак не влияем на его глубинную личностную основу?

Да что там говорить! Даже одни и те же педагогические приемы по-разному воспринимаются каждым. Одному ребенку показана разумная строгость, а другой впадает в транс, если на него сурово взглянешь.

Я знала семьи, в которых детей рано приучали к самостоятельности. И некоторые из этих детей, которым сейчас под тридцать, до сих пор сидят на шее родителей.

Знала я и родителей-пофигистов, которым легче было самим одеть - умыть - убрать, чем ждать подобного от детки. И некоторые из этих детей работать пошли очень рано и сейчас вполне состоявшиеся во всех отношениях люди.

Получается, что мы можем дать детям очень немногое? Или многое? А как же тогда мальчики Герман и Альберт?

Альберт

Герман


Tags: Невыразимое
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Помолимся об алиментщиках

    Сегодня в Донском монастыре проведут молебен обо всех детях, чьи отцы не платят алиментов. И об отцах неразумных тоже помолятся. Молебен состоится в…

  • Правой руки у дочери не будет

    Мама жертвы очень просит распространить информацию. Она боится, что преступник ускользнет от наказания. Поэтому этот текст тут. Что двигало…

  • ЗОЛОТО КРАСНОГО СУПЕРМЕНА

    Конкурс. Текст на конкурс. Итак,100 лет тому назад революция поперла по просторам РИ. Добралась она и до ее окраин. Пришла она и в Среднюю Азию!…

promo nikolaeva november 1, 00:41
Buy for 350 tokens
Что касается промо-блока: Исключено размещение постов политического и националистического толка, антирелигиозных текстов, порнографии, а также любых постов, носящих оскорбительный характер. Для рекламодателей почта nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →