Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Школа мальчишек. Побег от шишек

Да, шишек-то и не хотелось. Но не оставляло ощущение их неизбежности. Я потерянно бродила по школе, заглядывала в кабинеты, пыталась разговаривать с учителями. И все больше убеждалась: это не то место, где хочется долго находиться.
Зеленые масляные коридоры, сиротские туалеты, толпы разнокалиберных детей, усталые глаза учителей. Но идти-то было некуда. Конечно, забавно было бы сорвать ребенка из школы, а потом торжественно объявить в военкомате в его 18 лет, что он безграмотный. А не знающих грамоты в нашу доблестную армию, в соответствии с законом, брать нельзя! Но все это хорошо в мечтах. А в реальности мы ходили разговаривать с директором о нашем классе, пытались объяснить, почему важно оставить детей учиться вместе, просили поговорить с учителями, обещали помогать. Я таскала в школу университетские методички, диктанты, разработки. То есть нельзя сказать, что мы не пытались наладить диалог. Но пока мы пытались, одному Никитиному однокласснику балбес из восьмого класса приставил нож к животу. Наши мальчишки после этого жестко объединились и дали отпор. Я не сомневалась, что они выживут и в этой школе. Я сомневалась в том, нужно ли подменять жизнь выживанием.
И тогда в самый напряженный момент мне позвонила моя университетская подруга и в ответ на мои страдания рассказала о том, что она слышала о таком учителе, который создал что-то вроде экспериментальной школы, но это не школа, а образовательный центр. А лучше мне самой связаться с ним и все узнать.
И буквально на следующий день я сидела в крошечном кабинете, а рядом со мной был человек , который так сильно изменил нас и всю нашу жизнь.
Игорь Моисеевич Чапковский, математик, который преподавал раньше в школе для одаренных юных математиков при университете. Наблюдая за детьми, он пришел к мнению, что самое страшное, что можно в рамках образования сделать с ребенком, - это попытаться вогнать его в усредненные параметры нашей школы. Впрочем, я могу дать вам возможность самим прочитать то, что в тот день сказал мне Игорь Моисеевич. Это интервью я делала сама для журнала "Отечественные записки", поэтому за каждое слово ручаюсь. Читать: "Систему не исправить: она враждебна ребенку"
Все, что было сказано, находило отзвук в моей душе, но никак не умещалось в голове. Разве можно без школы? А коллектив? Не вырастет ли у меня мизантроп, отшельник, асоциальный тип?
Несколько ночей я даже не могла спать. Хорошо, что у меня есть муж, человек более здравый и спокойный. Он предложил попробовать. Просто попытаться.
И мы стали заниматься в центре Игоря Моисеевича. Сначала это были индивидуальные занятия. Ребенок два раза в неделю приходил в школу, у него проверяли уроки, ему объясняли новый материал и давали задания. Потом, когда он немного понял принцип, стал заниматься в маленькой группе.
Никита с восторгом принял такую систему. Ему нравилось находить информацию самому, работать самостоятельно. Но больше всего, конечно, ему нравилась атмосфера в школе Игоря Моисеевича и та свободная жизнь, которую она ему подарила.
Все дети в этом центре официально числились за разными дружественными центру школами Москвы и сдавали там все необходимые экзамены. Считалось, что они на семейном обучении.
А для меня было удивительным то, что все учителя в этой школе относятся к моему ребенку с необыкновенным вниманием и симпатией. И их интересует не только, как успевает ученик по их предмету, а чем он живет, что его волнует.
Про самого Игоря Моисеевича надо писать специально. Здесь я могу сказать только то, что он отец четырех прекрасных родных детей и множества приемных, его любви и внимания хватает на нас всех. Чудесные ясные голубые глаза, пушистая борода и всегда такое доброе напряженное внимание к каждому, кто рядом. То, что ребенок видит рядом с собой такого человека, не может не оказывать на него самое положительное влияние. И я всегда знала, что рядом есть человек, к которому я могу обратиться со всеми детскими и собственными проблемами.
Помню, когда Никита увяз в подростковом нигилизме, Игорь Моисеевич приехал, посадил его в свою машину, и они два часа ездили по городу и разговаривали. Никогда и никак не смогу я выразить свою любовь и признательность Игорю Моисеевичу, его жене Валентине Григорьевне и всем тем, кто вместе с нами любил и учил нашего мальчика.
Такая школа давала возможность Никите искать себя, просто интересно жить. Он плавал, занимался борьбой, рисовал, ходил в Клуб юного биолога при Зоопарке. А главное - был окружен взрослыми такого качества, что иногда я ему даже завидовала. Их биолог - зав. кафедрой на биофаке- таскал им на занятия то ужа, то паука, на литературе они писали стихи, выезжали в языковой лагерь, где в упоении вопили песни на английском и французском, ездили по приглашению в Германию, где кроме всего прочего участвовали в каких -то национальных гонках на длинных лодках. Причем Игорь Моисеевич сидел на самом носу этой посудины с огромным барабаном и отбивал колотушкой такт для слаженной гребли. Его белая борода победно развевалась, колотушка стучала, дети старались, лодка летела вперед...
Пока, наконец, мы не доплыли до выпуска. В аттестате были одни пятерки. Впереди - поступление в университет.
Tags: Детки
Subscribe
promo nikolaeva december 22, 2015 13:13
Buy for 250 tokens
Мои новые и самые лучшие старые посты теперь здесь: Николаева На этом ресурсе новости выходят раньше чем в ЖЖ и там очень удобный просмотр для смартфонов, айфонов и прочих мобильных гаджетов, ну и, естественно, для настольных компьютеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments