Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Специалисты о высшем образовании и ЕГЭ

На этой неделе вышло несколько очень интересных материалов, в которых речь шла о проблемах нашего образования.
Это, во-первых, интервью ректора СПбГУП Александра Запесоцкого, опубликованное в газете "Комсомольская правда".
Гуманитарный университет профсоюзов - известное учебное заведение, и Александр Запесоцкий - декан уже почти 25 лет. Так что, надо полагать, он понимает, о чем говорит?

Вот некоторые цитаты из этого интервью:


- Александр Сергеевич, последняя история, связанная с вашим вузом, попавшая в новости - это когда вы запретили студентам выставлять фотографии в неглиже в социальных сетях. До этого, помню, у вас были драконовские правила по опозданиям на занятия и по пропуску занятий. И вообще, вы держите студентов в ежовых рукавицах, что достаточно странно. Как правило, к студентам относятся, мягко говоря, лояльно, потому что они приносят деньги....

- Мы очень редко что-то запрещаем. И, как правило, если мы принимаем строгие меры, у нас на этот счет уже есть общественное мнение в вузе. То есть, как правило, студенческий актив (у нас сильный профком, сильный студсовет) поставил вопросы перед администрацией. Люди говорят: вот то-то и то-то происходит неправильно, давайте мы примем меры.


- Например?

- В 2005 году мы отчислили одну студентку, которая ругалась матом в интернете. Девушка была на занятии ни много, ни мало у лауреата Венецианского фестиваля, он ей трижды сделал замечание (разговаривала с подругой), а она не обращала на профессора внимание. Тогда преподаватель попросил ее выйти. Студентка пошла в общежитие, вошла в интернет и стала крыть педагога матом. И тогда студенты пришли в деканат и сказали: этот преподаватель для нас уважаем, мы у него учимся, мы его боготворим, а эта студентка ведет себя неправильно, мы бы не хотели, чтобы кто-то нашего преподавателя оскорблял. Мы пригласили виновницу на ученый совет побеседовать. Она заявила: я имею право ругаться матом, это свобода слова. Шукшин ругался матом, Пушкин ругался матом.

- И никто у вас в вузе матом теперь не ругается.

- Да, именно так.

- А что за история, когда вы отчислили сразу 300 студентов?

До 96-го года у нас была ситуация, доставшаяся в наследство от старых времен. Люди приезжали учиться: кто-то 1 сентября, кто-то 15 ноября. Учебный процесс плавно начинался, месяца 2-2,5. По всему ходу этого учебного процесса появлялись молодые красивые загорелые люди, допустим, в октябре, говорили тем, кто в аудитории: а вы что, дураки, все это время учились, что ли? - А я в Сочи загорал. А следующий вопрос прогульщиков был: «А что это я на семинаре ничего не понимаю»? А там уже все установочные лекции отчитаны. «А вы не могли бы мне объяснить, чем мы тут занимаемся?» – И опоздавший начинал тормозить учебный процесс. С этим было невозможно бороться.
Я тогда сознательно пошел на ярко выраженный педагогический конфликт.
20 лет назад, 1 сентября 96-го года мы пришли в аудиторию с лектором, – губернатором Ленинградской области. Аудитория вообще пустая, ни одного человека. Кто-то не пришел, кто-то на линейке побыл. Друг на друга посмотрели, пошли пить пиво.
В понедельник утром мы отчислили 300 человек.
Я два раза собирал вот этих 300 отчисленных. Я садился один. Напротив – их 300 человек, плюс родители, группа поддержки, адвокаты. И я с ними один раз 4 часа разговаривал и потом второй раз еще 3 часа. Всё объяснил. Они говорили: это же воскресенье. А я им говорил: у нас по уставу это начало учебного года. 1 сентября – символ университетского отношения к знаниям. Ценность. Это день, когда я приглашаю особых преподавателей, которые задают планку учебного процесса. Прогульщики выразили негативное отношение к нашим ценностям. И они вынуждены были со мной согласиться, практически все восстановились.

Вторая проблема. Сложилось так, что за последние 25 лет государство очень незаметно вывело функцию воспитания за пределы системы образования.
- Но сейчас же в федеральном государственном образовательном стандарте как раз возвращена эта позиция.
- Ничего там толком не возвращено. Нет механизма спросить за воспитание. Более того, неправильная концепция сегодня исповедуется Министерством образования. Что вуз (и школа, кстати) – коммерческое предприятие.

Все, что связано с воспитанием, почти утрачено сегодня в нашей образовательной системе. У нас осталось только обучение. Плюс дополнительные услуги за пределами сетки уроков.

- Вы очень утрируете ситуацию в образовании.

- Я утрирую? Мы этих детей от школы получаем. У нас есть гимназия при университете, в которой учатся дети примерно из 50 регионов. Это старшие классы, 8-10-й. И мы каждый раз на входе их тестируем. Лет 8-9 назад у нас средняя оценка школьная была у приходящих в гимназию 4,2, а обеспеченность была 3,8 реальными знаниями.
Сейчас средняя школьная тоже 4,2, а обеспеченность 2,8.

Далее: самостоятельность, творческие начала, креативность. Здесь катастрофа. Что может ребенок? Он может легко скачать текст из интернета. А проанализировать и сравнить два текста он не способен. Но мы же берем детей для подготовки к поступлению в университет. 70% детей не имеют элементарных навыков работы с информацией. Студент должен материал осмыслить, выработать к нему свое отношение – то, с чего начинается творческая университетская личность. У нас в университете на экзамене любой ответ человек записывает, когда готовится. И чтобы получить пятерку, ему недостаточно конспект пересказать. Он должен на пятерку минимум три независимые точки зрения по каждому вопросу билета привести из разных источников. Студент должен их сравнить, дать анализ и высказать свое мнение. Без этого пятерки нет. Так вот, дети на входе в университет аналитическим мышлением не обладают.

К нам конкурс от 30 до 50 человек на место. И даже при этом самые слабые стороны первокурсников – дисциплина, трудолюбие, ответственность. Ребенок считает в подавляющем большинстве случаев, что успех к нему придет как везение.

(Ректор СПбГУП Александр Запесоцкий: «Студенту важно понимать — успех приходит через трудолюбие и дисциплину», "КП", 15.04.16)

И ещё очень интересный диалог состоялся у В. Познера и Т. Черниговской.
Татьяна Черниговская в 1993 году защитила докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты» по двум специальностям: «Теория языкознания» и «Физиология». Татьяна Владимировна - профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований.

И вот специалист такого уровня, говоря о ЕГЭ, утверждает: "Ни один гений никогда бы не сдал ЕГЭ..." И далее говорит о том, каким должно быть обучение, какими экзамены, как нам не потерять действительно талантливых детей. БОльшая часть интервью - о возможностях нашего мозга. Очень рекомендую.





Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сожительство - это не брак!

    Ух ты! Как интересно! В Госдуму внесли законопроект, который предлагает приравнять пятилетнее сожительство к официальному браку. Мне эта новость…

  • Просто о любви

    Так хорошо, так точно, что не могу не поделиться: "До 18 лет я год за годом справлял свой день рождения вместе с родителями. А в том году что-то во…

  • Россия - страна нищих?

    В комментарии к моему тексту один человек написал, что зарплата НОРМАЛЬНОГО специалиста в стране не может быть меньше 150 тысяч. А потом я…

  • А что мог сделать участковый?

    Рита Грачёва, несчастная женщина, которую муж сделал инвалидом,отрубив руки, хочет подать иск на участкового. Женщина рассказала, что месяц до…

  • Школа не готовит детей ни к чему...

    Я вот как-то не осмеливаюсь это сказать сама. Хоть процитирую. Елена Альшанская: "Думала о тех чудовищных трагедиях, которые одна за другой начали…

  • Бойтесь мужчин, в объявлениях брачных себя предлагающих

    Вот дикая абсолютно история. Женщину обобрал и посадил в тюрьму "любимый мужчина". Добропорядочная 49-летняя медсестра Елена Медведева увидела на…

  • Индия, Египет или Турция

    Прочитала сегодня, что Турция поднимает цены на отдых. Владельцы турецких отелей решили поднять цены на проживание, объясняя это стремлением…

  • Ах, вы зубы, мои зубы, дорогостоящие!

    А знаете ли вы, что в рамках ОМС вам просто обязаны поставить самые лучшие светоотверждаемые пломбы и сделать самое современное обезболивание?…

  • Всю ночь из дома доносились крики ...

    Страшная статья в МК: убита маленькая приемная дочь в семье. Я уж не знаю, что там произошло с главой семейства - "сошёл с ума" или "в него вселился…

promo nikolaeva ноябрь 1, 00:41
Buy for 350 tokens
Что касается промо-блока: Исключено размещение постов политического и националистического толка, антирелигиозных текстов, порнографии, а также любых постов, носящих оскорбительный характер. Для рекламодателей почта nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →