Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

1939. Если завтра война...



1939-1940-й учебный год запомнился на всю жизнь небывалыми морозами. С раннего утра по радио все чаще объявляли, что дневная температура будет ниже 20 градусов, а это означало отмену занятий в школах. Нас это не могло не радовать. А вот для страны такие морозы обернулись страшной бедой. Как раз на эту зиму пришлась война с Финляндией.

Наша официальная пропаганда обвинила во всем Финляндию, на самом же деле мы просто решили воспользоваться сложившейся ситуацией и отхватить у нее часть территории. Как говорится, аппетит приходит во время еды: до этого мы присвоили себе немало земель в Восточной Европе (все по той же договоренности с Гитлером), захватили их без боя, без крови и жертв. А вот с крохотной Финляндией так не получилось.

Конечно, страшные морозы и снега сыграли свою роковую роль, но и финский солдат оказался нам не по зубам. По Москве ползли страшные слухи о наших военных неудачах в Финляндии, неподготовленности к зимней войне, о бесконечных военных эшелонах, уходящих на этот фронт и о возвращавшихся назад товарных составах с трупами наших замерзших солдат.
В самом начале финской войны у нас с улыбкой сравнивали население одного Ленинграда и всей Финляндии. Сравнение было не в ее пользу. А вот война с Финляндией завязла в непроходимых снегах, лесах и скалах. И какой неожиданно для нас большой кровью обернулась она! Казалось бы, что мы извлечем урок из этой трагедии, но, как известно, на ошибках мы не учимся. Первые сводки с финского фронта вообще сообщали о нашем победном наступлении на разных направлениях. С конца 1939 года пошли такие формулировки о положении на фронте: «Не произошло ничего существенного». А в начале 1940 года мы все с изумлением читали в наших газетах: «В течение 9 января на ухтинском направлении происходили бои пехотных частей, в результате которых наши части отошли на несколько километров».

В результате войны небольшая часть финской территории по соседству с Ленинградом отошла к нам,но за нее мы дорого заплатили. Наш позор в Финляндии окончательно убедил Гитлера в том, что он может рассчитывать на успех в скорой войне с нами.
Несмотря ни на что, наша пропаганда продолжала свою привычную кампанию: любого врага «шапками закидаем». В самый разгар финской войны публиковались, например, такие стихи:
Быстрый, легкий и послушный
Ты силен в борьбе воздушной,
Боевой товарищ наш –
Ты в обиду нас не дашь!
Пролетают ястребочки –
Огневые гасят точки.
В небо взвился ястребок –
Враг пустился наутек.
А песни того времени о грядущей войне! Фильмы, публицистика и беллетристика – все о том же, о нашей победе над любым врагом на его же территории, причем, «малой кровью, могучим ударом». А тем временем неотвратимо надвигалась та самая настоящая война, которая застала нас врасплох.

В наших школьных коридорах все чаще стали появляться совсем юные младшие офицеры в новеньких, с иголочки, мундирах. Это вчерашние наши выпускники, ушедшие в военные училища, навещали свою родную школу. Они приходили не только за тем, чтобы покрасоваться своей формой и бравым видом. У нас в школе среди учителей, как я уже отмечал, были действительно замечательные личности, к ним и приходили их бывшие ученики. Однажды, незадолго до начала войны, наш математик привел с собой на урок юношу в форме танкиста, только что окончившего училище, он направлялся в свою часть и пришел попрощаться со школой и с любимым учителем. Наш Юлий Осипович представил нам его как своего лучшего ученика, говорил старик о нем так трогательно, что голос у него прерывался. Весь урок парень как зачарованный простоял у стенки, почему-то отказавшись сесть за парту. Его глаза не отрывались от своего вчерашнего учителя, который время от времени нежно поглядывал на него. Это было прощание. Старик знал это. Наверное, нечто подобное ощущал и парень. Удивительно юный для офицерской формы, розовый, свежий, чистый, подтянутый, весь устремленный вперед, в завтра, он, наверное, почти догадывался о том, что происходило в душе учителя.

Неслышная мелодия этого диалога двух сердец, ученика и учителя, юноши и старика, и сегодня воспринимается мной как пророческий реквием по целому поколению, шагнувшему со школьной парты прямо в войну и смерть. Из воспоминаний, связанных с войной, у меня в памяти навсегда запечатлелись несколько картин, словно фотографий. И первой в их ряду стоит именно тот самый урок математики. С нее начинается моя личная история войны. Со взглядов, которыми обменялись перед вечным прощанием учитель и ученик.

Я не знал того юного танкиста, а вот другой старшеклассник, Костя Бородин, жил в одном доме со мной, этажом выше, прямо над нами, и был моим школьным другом. Сблизили нас шахматы, поскольку за доской разница в возрасте не ощущалась. Мне не могла не льстить дружба со старшеклассником, а ему, наверное, нравилось быть своего рода моим покровителем. Я еще выступал в роли его посыльного, когда он направлял меня с записками к своей белокурой симпатии, Леле Тряскиной, первой красавице старших классов. Наверное, Костя так и не успел пойти в своих отношениях с девушками дальше записок. Он поступил в военное училище, после окончания которого направился прямо на фронт и вскоре пропал без вести на Южном фронте. А Леля вышла замуж за известного композитора-песенника…
Образ Кости стоит второй фотографией памяти в моей военной галерее.



Tags: Папины мемуары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Зимняя самка человека

    Хотите знать, чем зимняя женщина отличается от летней и как с ней правильно обращаться? Тогда слушайте сюда, я плохому не научу. Оказывается, ученые…

  • Любишь? Плати!

    Разговаривала с коллегой. Оказывается, за то время, что мы не виделись, он развелся. Именно так он ответил на мой проходной вопрос, как дела.…

  • Зачем Герасим убил Му-Му

    Талантливо. Вне всякого сомнения. Не могу не отложить. ОЛЬГА МАРТЫШКИНА Последнее время бросила читать Дмитрия Быкова – боюсь потолстеть.…

promo nikolaeva 03:00, saturday 17
Buy for 350 tokens
Я в детстве как-то очень близко к сердцу принимала судьбу Паровозика из Ромашкова. Что может быть страшнее, чем НАВСЕГДА не успеть или навсегда не понять? И сейчас я оглядываюсь на свою жизнь и думаю, что не успела, где не поняла? Очень трудно понять другого человека, потому что он другой, не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments