Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Советский дворянин


При разговоре о советской школе и нашем лицее никак нельзя забыть еще об одном коммунистическом вожде – А. Луначарском. Сразу после Октябрьского переворота он в 1917 году стал народным комиссаром просвещения, который в то время занимался не только школой, но и руководил также литературой, искусством, наукой, то есть Луначарский фактически был вождем культуры!

Как и упомянутый выше Бухарин, он писал бесконечно много, причем на самые разные темы. Л. Троцкий видел в нем удивительное сочетание «дилетантской щедрости с административной беспомощностью» (выше уже отмечалось, какой хаос царил при Луначарском в нашей средней школе). Вождь советской культуры целыми километрами писал о литературе, театре, кино, живописи и, разумеется, образовании. Луначарский вспоминал:
«Я весьма пренебрежительно относился к гимназической программе (хорошо хоть в гимназии отучился! – В.Н.), считая гимназию и все исходящее из нее тлетворным началом и негодной попыткой царского правительства овладеть моей душой и наполнить ее вредным для меня содержанием… Между тем я с колоссальным прилежанием учился сам и к многочисленным урокам новых языков, музыки и усердному чтению русской беллетристики присоединил серьезнейшее занятие, например, логикой Милля и «Капиталом» Маркса. Первый том «Капитала» именно в это время, в 4-ом классе гимназии, был мною проштудирован вдоль и поперек, хотя он и позднее был мною неоднократно перечитан, но основное знакомство с ним получил я именно в 13 лет, как это, может быть, не покажется странным…»


Анатолий Луначарский родился в 1875 в Полтаве, в от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829—1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842—1914) принадлежавшей к роду Ростовцевых. Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого, в свою очередь — результат перестановки слогов в фамилии «Чарналуский». Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

Конечно, покажется странным! Большевистские вожди вообще любили в такой вот манере выдавать себя за вполне образованных людей. К описанному им самим выше багажу знаний Луначарский затем прибавил несколько месяцев пребывания в университете в швейцарском городе Цюрихе. И все! Тем не менее, именно его Ленин назначил первым советским наркомом просвещения. Именно с этого высокого поста Луначарский назвал русские университеты «кучей мусора» и приступил к их «обновлению».


Одной из его акций на этом поприще стала ликвидация в университетах гуманитарных факультетов. Колоритный портрет основателя советской школьной системы, не правда ли? Но все сказанное выше меркнет перед самым главным занятием этого оригинала. Дело в том, что Луначарский считал себя великим… драматургом и непрерывно выдавал на-гора пьесы одну за другой.
И самое примечательное состоит в том, что писал он в них не о революции, не об ее героях, а о… высшем дворянском свете, о жизни королей и принцев, рыцарей и прекрасных дам, о замках и дворцах, балах и придворных интригах. Вот только несколько названий его пьес: «Король-художник», «Королевский брадобрей», «Фауст и город», «Герцог», «Канцлер и слесарь» и т.п



Один из его героев, граф Леопольд, заявляет:
«Я должен чувствовать голубую кровь… Манеры… Малейшая вульгарность – очарование исчезло». Тот же изысканный граф мечтает: «Помчаться в один из близких дней в карьер, в атаку, крикнуть всей грудью: бог войны, в руки твои предаю дух мой! И вдруг – бац! Страшным ударом быть разбитым… Кануть в вечность… А красивый труп подберут. И будут править тризну… И в стольких женских сердцах останусь я жить молодым богом в таком сиянии, какого нельзя достигнуть при жизни ни в чьем сердце».




Героиня Луначарского из его «драматической фантазии» «Маги», некая Манесса, «вся одета волнами волос, быть может, обнаженная. Видно только белое плечо и медленно змеящаяся полупрозрачная рука, которая кажется голубой». Ее кавалер жалуется ей, что «давно ладонями жадным пира не давал касаться твоей атласной наготы» (здесь и во всех других цитатах дается точный авторский текст – В.Н.). В ответ на это Манесса «касается пряжки блузы, одежда падает к ногам и оставляет ее гармоничное тело одетым лишь туникой. Он протягивает к ней руки с колючей сладострастной улыбкой».



Каков стиль у первого советского учителя средней школы (и одновременно – драматурга)! Но не в этом суть. Читатель! Внимательный читатель! Неужели вы ни о чем не вспоминаете, столкнувшись с этим творчеством Луначарского? Припомните, что Сталин 15 раз смотрел в МХАТе «Дни Турбиных» Булгакова, действительно великую пьесу, не то, что поделки игривого наркома просвещения. Смотрел потому, что даже душа негодяев в постоянном окружении себе подобных может затосковать по порядочным людям. У Сталина – это белые офицеры из булгаковской пьесы, у Луначарского – придуманные им рыцари и дамы.
Известный русский писатель М.Алданов, эмигрировавший из России в 1919 году, писал о Луначарском: «Этот человек живое воплощение бездарности. В России просматривает, разрешает, запрещает произведения Канта, Спинозы, Льва Толстого. Отечески отмечает, что можно, что нельзя. Пьесы Луначарского идут в государственных театрах, и, чтобы не лишиться куска хлеба, старики, знаменитые артисты, создававшие некогда «Власть тьмы», играют девомальчиков со страусами…»
В своей «Идее в масках» под названием «Король-художник» Луначарский ловко и скромно выставил самого себя: «Как тяжело королю-художнику править страной грубых беотийцев». Пир графомана? Мания величия? Такой «король-художник» наломал в нашей культуре немало дров. Так, в апреле 1918 года появился декрет о памятниках, подписанный Лениным, Сталиным и Луначарским. Все памятники «царям и их слугам» надлежало уничтожить и установить вместо них монументы революционерам. В результате страна навсегда утратила много исторических памятников, созданных, как правило, лучшими скульпторами.
Остается к этому добавить, что вырос Луначарский в богатом доме своего отчима, действительного статского советника. Это был высокий гражданский чин в России, который давал потомственное дворянство. Лица, имевшие этот чин, занимали должности губернатора, директора департамента и т. п.
Поэтому о Луначарском можно сказать, что он поменял одно дворянство на другое: царское на советское.








Tags: Папины мемуары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Секс-беженцы: иногда они возвращаются

    Упс. Они снова с нами. Секс-беженцы опять приехали. Не без помпы. В аэропорту их встречали ... лезгинкой. Как пишет КП:"Дети из Германии, не видевшие…

  • В мавзолей

    Конкурс. Картинка из прошлого. Портал времени. Мои родители Лариса и Борис, 1960 год, маме скоро двадцать, папа на год старше. Решили они…

  • "Ворошиловский стрелок". "Лизка была подростком, и папа умирал от ужаса за нее..."

    Ульянов очень переживал развал страны в 90-е, не мог видеть тот разбой, ту нищету, в которые погружалась страна. И больше всего он боялся за внучку…

  • Аааааа!!!!

    Все!!! Я перестаю читать ленту друзей. Может,тогда исчезнут эти дикие картинки и я перестану подозревать себя в глюках. Ребята, сжальтесь, сообщите…

  • Операция Трансформация

    Реально страшная история бесстрашного автора участвует в нашем конкурсе. Было это давно. В годы моей молодости. Бурной молодости. Попал я в…

  • Утро было не томным

    Пьеса в одно действие. Без слов. Научпоп. Испытано на животных. ВСЕ животные пострадали! Продолжение банкета в дворовых условиях.…

  • Зоя

    Я в детстве как-то очень близко к сердцу принимала судьбу Паровозика из Ромашкова. Что может быть страшнее, чем НАВСЕГДА не успеть или навсегда не…

  • Что может принести домой котик

    Котики. Но такие брутальные котики в главной роли триллера. Конкурс. Приличные котики носят домой мышей и крыс, хорошие котики носят сусликов и…

  • Рецепт любви от классиков марксизма-ленинизма

    Карл Маркс писал:"Любовь — это мера вложенного труда". А ведь неглупо он это писал, чесс слово. Вот кого мы нежнее всего и трепетнее любим на…

promo nikolaeva 03:00, saturday 17
Buy for 350 tokens
Я в детстве как-то очень близко к сердцу принимала судьбу Паровозика из Ромашкова. Что может быть страшнее, чем НАВСЕГДА не успеть или навсегда не понять? И сейчас я оглядываюсь на свою жизнь и думаю, что не успела, где не поняла? Очень трудно понять другого человека, потому что он другой, не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments