Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Титан




​Американский литературно-политический ежемесячник «Ридерс дайджест», самый массовый журнал в мире, добавил к семи главным чудесам света творчество скульптора Коржака Циолковского. В США я познакомился с вдовой умершего мастера, и она ввела меня в его неведомый мне мир. Имя его и при жизни стало легендарным, а теперь, когда он ушел от нас, популярность скульптора растет с каждым днем, потому что начатое им поистине титаническое дело живет и продолжается.

​Коржак Циолковский родился в Бостоне в 1908 году. Его родители, родом из Польши, погибли, когда сыну был всего один год. Он воспитывался в семье, в которой, по его воспоминаниям, «вел ужасную жизнь… Меня били и унижали и работал я, как раб». В 16 лет он навсегда расстался с этим домом, сам зарабатывал себе на хлеб, сумел окончить школу. Сменил несколько профессий, задержался на бостонской верфи, где работал плотником, а затем стал резчиком по дереву. Его искусные изделия из дерева привлекли внимание бостонского судьи Фредерика Кэбота, он поддержал молодого Коржака и нашел немало богатых горожан, которые приобретали его работы. Он же познакомил Коржака с Яном Кришмайером, которого Циолковский считал «одним из величайших резчиков по дереву в истории человечества» (Кришмайер, например, украсил своими шедеврами Протестантский епископальный собор в Нью-Йорке). Под его влиянием Коржак и решил стать скульптором. Причем, Кришмайер не только посвятил юношу в тайны мастерства, но пробудил в нем национальный дух, открыл ему глубину и богатство его родной польской культуры, могучей ветви славянского древа. Другим источником творчества Коржака стало наследие великих мастеров эпохи Возрождения, в 20 лет он создал свой первый скульптурный портрет – Микеланджело.


​С 24-х лет Коржак посвящает всего себя одному делу – скульптуре, его любимый материал – мрамор. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке он получает первый приз за скульптурный портрет великого польского пианиста и патриота Падеревского. За два года он из мраморного монолита весом в 33 тонны создает скульптуру Уэбстера, американского ученого, составителя всемирно известного словаря английского языка. Считается, что это самая уникальная американская скульптура и самая большая из всех, сделанных из мраморного монолита, после «Давида» Микеланджело. Примечательно, что, приступая к этой работе, Коржак укоротил свой монолит так, чтобы его скульптура не получилась выше «Давида».
​К началу второй мировой войны, едва перевалив за тридцать, Коржак Циолковский стал известным мастером, талантливым самородком, который вообще не получил никакого специального образования. Сильный и мужественный человек, отличный спортсмен, он добровольно пошел на войну с фашизмом. Демобилизовался после двух тяжелых ранений.
​Незадолго до войны произошло событие, определившее его судьбу, всю дальнейшую жизнь. Вожди индийских племен, коренных обитателей Америки, обратились к Циолковскому с просьбой увековечить в камне их историю. Они предложили создать мемориал в их родных горах, в штате Южная Дакота (неподалеку от границы США с Канадой). Коржак был польщен таким заказом, он писал: «Какая это честь для польского сироты из Бостона! Старые индейские вожди попросили меня рассказать и сохранить в камне историю их народа. Какая честь!»

​Я немало поездил по Южной Дакоте, причем, не только на машине, но и на повозке, которую по старинке легко несла за собой пара лошадей. Мне так понравился этот край, схожий с российскими просторами, что я как-то шел пешком почти целый день по ровным сельским дорогам. Кстати, я немало поездил и по Польше и нахожу, что ее земли тоже напоминают как о России, так и Южной Дакоте. Может быть, именно это обстоятельство стало одной из причин, по которым поляк Циолковский решил откликнуться на предложение индийских вождей.

​Несколько лет он носил этот замысел в душе. А весной 1947 года выбрал в Южной Дакоте, в местечке Блэк Хилз, безымянную гору, которую назвал горою Грома. На свои собственные средства Циолковский купил ее под предлогом устроить там шахту, так как эти горы издавна славились своими подземными богатствами, главным образом золотом. Его обнаружили здесь в конце 19 века, и судьба многих индейцев была решена: поддержанные войсками золотоискатели вытеснили коренных жителей из родных мест. В жестокой и неравной борьбе пали многие лучшие сыны индейского народа, в том числе их знаменитый вождь и воин Крейзи Хоос. Его образ и решили увековечить именно там, где он сражался и погиб.

​Осуществление этого проекта стало главным делом жизни скульптора, которое он начал своими руками и сумел во многом осуществить, но не до самого конца. Правда, то, что ему уже удалось, позволяет сегодня успешно доводить до ума гигантский замысел. Сам скульптор не раз заявлял, что задуманное было бы ему не по силам без самоотверженной помощи его жены Рут Росс. Они встретились, когда она была еще подростком, а Коржаку было уже за тридцать. Тогда он работал над скульптурой Уэбстера, а Рут была в числе его добровольных помощников. Вскоре они поженились, а грандиозная строительная площадка в Блэк Хилз стала их домом.


​На сей раз Коржак Циолковский избрал своим строительным материалом для создания исторического памятника ту саму гору, которую купил. Он знал, что материал этот, розовый гранит, вполне годится для его цели. При этом он нисколько не фантазировал. А опирался на вполне конкретные факты. Дело было в том, что неподалеку от выбранного им места, в тех же невысоких горах, в 1927 году было затеяно похожее дело. За 14 лет непрерывных работ в скалах были высечены гигантские скульптурные портреты четырех американских президентов, с тех пор этот невиданный по размерам памятник стал таким же символом США, как национальный флаг и герб. Кстати, Коржак некоторое время тоже принимал участие в создании этого удивительного творения рук человеческих. Я, разумеется, побывал у подножия этих скал, служащих постаментом гигантской скульптуры, она производит неизгладимое впечатление. Но Циолковский решил создать свой монумент, значительно превосходящий по размерам групповой портрет американских президентов. Если высота последнего – 18 метров, то его изображение индийского вождя верхом на лошади должно быть в высоту около 170 метров!


​Но только одним этим замыслом дело не ограничивалось. Высеченный из горы монумент должен стать организующим центром, главным символом мемориала у подножия той же горы Грома. В него входят музей индейской культуры, университет для коренных обитателей Америки, медицинский центр (медицина всегда была важной частью индейской культуры), дом-студия, где собраны работы Циолковского. Их одних ему за глаза хватило бы на вечную мировую славу! И после всех этих предыдущих работ он отдал более тридцати лет осуществлению своего последнего замысла.


​Итак, в 1947 году Циолковский навсегда прибыл в Блэк Хилз, ему было 38 лет. Вокруг была первозданная природа, горы и сосны. Не было поблизости ни дорог, ни электросетей, ни водопровода. Он поселился в палатке и в течение семи месяцев строил деревянный дом-студию. Вместе со своими помощниками валил деревья, воздвигал из них стены, крышу… Необычное сооружение включало в себя бревна длиною до 21 метра. В целях привлечения интереса и помощников к этому проекту он устроил галерею своих работ и своей богатейшей коллекции древностей. Каждый год она прирастает и насчитывает более 60 залов. Я наблюдал, как Рут бесхитростно и сердечно рассказывала о творчестве мужа посетителям его музея (их бывает ежегодно более одного миллиона) и какое буквально огромное впечатление производила такая экскурсия на посетителей. Наконец, Коржак был готов начать свою главную работу, но к этому времени на его счету в банке осталось всего 174 доллара. Потом средства нашлись: в Америке любят поощрять именно такие гигантские начинания. К тому времени, в июне 1948 года, местный индийский вождь и скульптор вместе взорвали динамитный заряд, оторвав от горы Грома первые 10 тонн скальной породы. Через годы счет отсеченной от горы породы пошел на миллионы тонн! Это неудивительно. Выше уже упомянуто, что высота памятника была запланирована в 170 метров. При этом голова лошади, например, получалась длиною более 60 метров, а вытянутая вперед рука всадника превышала 70 метров, на ней смогли бы разместиться четыре тысячи человек.

​Скульптор вполне сознавал, что его жизни не хватит на завершение проекта, но он твердо решил доделать его до такого уровня, с которого можно было бы довести задуманное до конца и без него. Для этого он и Рут составили несколько огромных фолиантов рисунков, расчетов и чертежей, по которым можно было бы вести дело дальше и без его зачинателя. Была также заложена и финансовая основа, в которой добровольные пожертвования занимали далеко не последнее место. К тому же скульптор с большой неохотой сделал платным вход в свой уникальнейший музей. Американское правительство дважды официально предлагало ему свою финансовую помощь, и оба раза он от нее отказывался, так как был убежден, что такой мемориал должен быть построен только на добровольные пожертвования, а не на деньги налогоплательщиков.
​У подножия своей горы Циолковский развел породистый скот, мясо и молоко пошли на рынок. Рядом была сооружена лесопилка, которая тоже приносила деньги для продолжения работ. Мало этого! Скульптор продолжал делать свои произведения для продажи. Он оказался не просто великим художником, но и великим тружеником. Так, однажды он за три зимних месяца, когда над памятником работать было нельзя, соорудил деревянную лестницу на вершину горы (741 ступенька на протяжении 210 метров!). При этом пришлось свалить 29 тонн леса. Зато он гордился тем, что это сооружение, которое он возвел со своими добровольными помощниками, обошлось ему дешево, так как деньги потребовались только на покупку гвоздей. Помимо лестницы от подножия горы до ее вершины была проложена и настоящая дорога.
​Вырастал из горы огромный монумент, росла и семья скульптора. Рут родила десятерых детей, пятерых мальчиков и пятерых девочек, как по заказу! Они жили и учились у подножия горы Грома и, подрастая, становились помощниками отца. По-моему, это очень немаловажный и примечательный фактор, который в большой степени способствует успеху всего начинания.
​Динамит, отбойные молотки, компрессоры, бульдозеры, грузовики, подъемные краны и другая техника – вот необычные инструменты скульптора в таком необычном деле. Один только пример. Как-то он провел целое лето в подвесной люльке, рисуя контур памятника, при этом ширина проводимой им линии равнялась двум метрам! Тогда ему уже перевалило за шестьдесят, возраст, конечно, сказывался, напоминали о себе травмы, полученные в молодости на полях футбольных, хоккейных и баскетбольных, давали о себе знать и раны военных лет. Ему пришлось сделать несколько операций (чтобы сохранить свою трудоспособность!), он перенес два сердечных приступа и в течение почти сорока лет оставался единственным землянином, который высекал огромный монумент из горы! Не желая сдаваться неминуемой тяжести времени, Циолковский понимал, что он, как все прочие, смертен и успел соорудить у подножия своей горы склеп, у входа в который увековечена надпись: «Коржак, Рассказчик в камне».

​До 21-го века он не дожил. Но его дело продолжили жена и дети, а также добровольцы из Америки и многих других стран. В Толковом словаре русского языка Даля титаном называется «человек, отличающийся выдающейся, исполинской мощью ума, гения, деятельности». В Толковом словаре Ожегова титаном назван «выдающийся человек с исключительным по глубине и широте размахом деятельности». Оба определения как нельзя лучше подходят к скульптору Коржаку Циолковскому. Его верная подруга и продолжатель Рут говорила мне, что ее муж особо подчеркивал не физические параметры своего проекта, а его гуманитарную сторону. Он верил, что памятник и мемориал вокруг него помогут людям лучше осознать смысл жизни, значение любви, дружбы, труда и добра. Рут сказала мне:
​« Я не могу не выразить благодарность множеству людей, вложивших свои усилия и средства в это дело десятилетий, особенно в самые трудные первые годы, когда требовалось столько воображения, предвидения и, конечно же, мужества, чтобы поверить в эту мечту. Прошедшие десятилетия доказали, что Коржак был прав с самого начала, когда он решил, что «Крейзи Хоос» можно и нужно сооружать не за счет налогоплательщиков, а на добровольные пожертвования. Это воистину народное дело. Благодаря Коржаку, его личным усилиям сегодня уже легче видеть, что из этого получается. Теперь дня не проходит без того, чтобы кто-нибудь не обратился ко мне: «Чем я могу быть полезен, как я могу помочь?»



"Мемориальный фонд Крэйзи Хорса".


Tags: Папины мемуары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Секс-беженцы: иногда они возвращаются

    Упс. Они снова с нами. Секс-беженцы опять приехали. Не без помпы. В аэропорту их встречали ... лезгинкой. Как пишет КП:"Дети из Германии, не видевшие…

  • В мавзолей

    Конкурс. Картинка из прошлого. Портал времени. Мои родители Лариса и Борис, 1960 год, маме скоро двадцать, папа на год старше. Решили они…

  • "Ворошиловский стрелок". "Лизка была подростком, и папа умирал от ужаса за нее..."

    Ульянов очень переживал развал страны в 90-е, не мог видеть тот разбой, ту нищету, в которые погружалась страна. И больше всего он боялся за внучку…

  • Аааааа!!!!

    Все!!! Я перестаю читать ленту друзей. Может,тогда исчезнут эти дикие картинки и я перестану подозревать себя в глюках. Ребята, сжальтесь, сообщите…

  • Операция Трансформация

    Реально страшная история бесстрашного автора участвует в нашем конкурсе. Было это давно. В годы моей молодости. Бурной молодости. Попал я в…

  • Утро было не томным

    Пьеса в одно действие. Без слов. Научпоп. Испытано на животных. ВСЕ животные пострадали! Продолжение банкета в дворовых условиях.…

promo nikolaeva 03:00, saturday 17
Buy for 350 tokens
Я в детстве как-то очень близко к сердцу принимала судьбу Паровозика из Ромашкова. Что может быть страшнее, чем НАВСЕГДА не успеть или навсегда не понять? И сейчас я оглядываюсь на свою жизнь и думаю, что не успела, где не поняла? Очень трудно понять другого человека, потому что он другой, не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments