Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Школа оказалась тухлой?



В классе у моего младшего сына есть очень непростой ученик – Миша Г. Миша 4 года просидел за партой просто так, ничего не делая. А еще Миша дерется и обзывается. Не на всех – только в ответ на обзывания. Но сильно.

На прошлой неделе Миша впервые принес в школу сочинение. Ну как сочинение… переписанный из интернета текст. Миша радовался и гордился. Особенно, когда учительница стала читать его текст вслух. А через пару минут Мишу волоком потащили к школьному психологу. Дело в том, что учительница прочитала его работу, чтобы при всех обвинить Мишу в списывании и поставить ему оценку «2».

Заслуживает Миша такой оценки? Если рассуждать с точки зрения учительской справедливости – да. А если с точки зрения учета Мишиных интересов – нет. Потому что он ВПЕРВЫЕ принес в школу работу. Для него зайти в интернет, найти текст, аккуратно его списать – подвиг. И этот подвиг должен был быть оценен по заслугам, как подвиг. Меня нисколько не удивляет Мишина истерика как реакция на такую оценку. И я уверена – больше Миша никогда не принесет в школу сочинение. Ни свое, ни списанное. Кто мне расскажет, какие именно Мишины интересы преследовала учительница моего сына?

Зачем вести в школу, если первокласснику нужен репетитор

Кто в школе главный? Можно по-другому: зачем государству школа? Чтобы учить детей. То есть главный в школе – ребенок, потому что школа существует для него, а не он для школы.

Это как должно было бы быть. На деле у нас всё ровно наоборот. Ребенок в современной российской школе – совсем не тот человек, в интересах которого и ради которого школа существует.

Давайте по порядку. Зачем мы ведем ребенка в школу? Казалось бы, все очевидно: чтобы он, во-первых, получил качественное образование, которого достаточно для поступления в вуз, во-вторых, приобрел навыки жизни в социуме и научился с этим социумом взаимодействовать. Можно еще говорить о воспитании трудолюбия, ответственности и прочих качеств, но это уже сопутствующие услуги, с этим родители справятся.

Что на практике?

О качестве образования в очень средних наших школах можно только плакать.

Я об обычных школах, которые не гимназии и лицеи, куда приходят по микроучастку, а не через экзамены. Так вот об этом самом качестве красноречивее всего говорит современный рынок репетиторских услуг.

По итогам опроса в соцсетях услугами репетиторов сегодня пользуется 62% старшеклассников. Еще 13% отвечают: «Хотелось бы, но нет возможности». Ответ «не пользуюсь, устраивают знания, которые дают в школе» дали 5% опрашиваемых. Остальные 20% примерно в равных частях – ответы «не пользуюсь, потому что учусь в школе с углубленным изучением предметов» и «не собираюсь в вуз». Еще раз. 5% (пять) устраивает то, чему учат в школе. Лично мне больше не надо подтверждений качества так называемого образования в средних образовательных учреждениях моей страны.

Если посчитать количество учеников начальных классов, которые пользуются услугами репетиторов, то плач станет еще горше. Скажите, мамы и учителя, еще 15 лет назад мы вообще представляли себе, что первоклассник занимается у репетитора? Обычный первоклассник, без задержки психического и речевого развития?


При этом надо понимать, что речь идет о тех «знаниях», которые необходимы для сдачи ЕГЭ. А они к настоящим знаниям имеют, чаще всего, весьма условное отношение. Не берусь судить о точных науках, не специалист. Но любой учитель-гуманитарий скажет, что сегодня он стоит перед выбором: учить своему предмету (читай – знать и любить свой предмет) или готовить к ЕГЭ. Это разные задачи. Порой – противоположные. А когда человек старается бежать в разные стороны, он в лучшем случае стоит на месте, в худшем – падает.

Колбаса оказалась тухлой? – ешьте, раз купили

Современный образовательный процесс представляется мне сплошной экспериментальной площадкой. Опытным питомником. В качестве подопытных особей – наши дети. Один пример.

10 лет в большинстве школ России начальная школа училась по программам 2100 и Занкову. 10 лет – это 3 поколения детей. Спустя эти 10 лет оказалось, что программы не прошли экспертизу и по ним больше не учат. То есть 10 лет 3 поколения учеников начальной школы учили по программам, которые оказались непригодными. Но – внимание, это самое интересное! – если школа закупила учебники, то еще 5 лет можно по ним учить. Вдумаемся. Программы плохие. Учить по ним нельзя. Но можно.

Купили колбасу, а она оказалась тухлой? Ешьте, потому что купили!

Школы понять можно – учебники нынче стоят так, как будто каждый экземпляр пишет от руки лично министр Васильева и картинки раскрашивает Артемий Лебедев.
И я никогда не пойму, почему тоненькое издание, выпускающееся огромным тиражом, стоит таких денег.

Программы, подходы к экзаменам, перечень этих экзаменов, контрольные и проверочные работы, внеурочная деятельность – все это меняется, как погода в ноябре. И опять далеко не в интересах ребенка. Потому что в интересах ребенка – это значит так, чтобы нагрузка на ребенка была оптимальной, чтобы у него оставалось время на дополнительные занятия, чтобы его нервная система сохранялась и при этом был бы результат.

У нас сегодня все наоборот: нагрузка увеличивается, времени не остается, психика с каждым годом становится все неустойчивее, знаем меньше и меньше. Что требовать от детей и зачем, порой не знают даже учителя.

Эксперименты не удаются, а дети не спят ночами

На этой неделе в школах России пишут всероссийские проверочные работы (ВПР). Во всех классах. А через неделю будут писать итоговые контрольные. Вопрос: зачем? Почему нельзя зачесть ВПР как итоговую? Мне объяснили знающие люди: ВПР – для министра. Итоговые – для школы. Поняла. А что для ребенка, который сейчас выдерживает мощный прессинг? Давайте заставим тех, кто придумывает эти правила, пройти 2 аттестации подряд с интервалом в неделю, обе – под угрозой вылететь с работы или в два раза сократить зарплату?

Моя дочь в этом году учит 2 иностранных языка. Это тоже эксперимент такой. Ну как учит… как можно учить язык в 5-м классе 1 час в неделю, так и учит. Говорят, эксперимент не удался и следующему потоку пятиклассников такое счастье уже не светит. А моя не спит из-за тройки по французскому. Ну вот такая девочка, не любит тройки, хотя мне на них наплевать. Кто и как учитывал ее интересы, вводя второй язык, не спросив меня, ее, учителей?

А обязательная внеурочная деятельность по 10 часов в неделю? Без специалистов, помещений, программ, методик. Но зато во ФГОСах! Я потратила день, чтобы выяснить, что это такое, как, а главное – зачем. Я позвонила в городской департамент, областной и в министерство. И везде разговор был примерно одинаковый: «Да, обязательно. Нет, музыкальная школа не освобождает от внеурочной деятельности, это дополнительное образование, а внеурочная деятельность входит в ФГОС. Нет, не оценивается. Да, аттестат выдадим и без нее, но школа вправе требовать от родителей участия ребенка…»

Какие именно интересы ребенка будут удовлетворены?

Теперь о так называемой социализации. Какими качествами должен обладать человек, приходящий во взрослую жизнь? Уметь формулировать свою точку зрения, цивилизованно ее отстаивать, общаться на равных с учетом субординации, ставить цели и их достигать, прощать, работать в команде, делать выбор… список можно продолжать бесконечно.

Но какой бы пункт вы ни выбрали, школой здесь и не пахнет. Потому что «ответ не тот – садись, два». Потому что тройку все равно поставят – и тем, кто упирается, но не может больше, и тем, кто ничего не делает. Потому что сочинение – это то, что хотят услышать, а не то, что думаю. Потому что практически все – оценка, школьный сайт, набор блюд в столовой, мероприятия, классные часы, школьная газета – формально и как получится. Потому что прав тот, у кого больше прав. Потому что раб, которым является сегодня учитель, не может воспитать свободную личность. Исключения есть, но их так мало, что они, как всегда, только подтверждают правила.

Каждый родитель и каждый учитель скажет, что главная проблема современной школы – повышенная агрессия младших школьников. Не складываются отношения в коллективах. Буллинг стал едва ли не нормой. Такая вот социализация.

Кого сегодня в школе это волнует?

То есть кого сегодня в школе волнует то, что растет поколение людей, способных решать проблемы исключительно с применением агрессии? Как изменились подходы к воспитанию детей, которые отличаются от предыдущих поколений, как инопланетяне?
Как введение ВПР и астрономии решит эту проблему? Разве что квадратные классы, о которых вполне серьезно говорила на форуме в Сочи вице-премьер Голодец, помогут. Мы теряем поколение, а власть думает о квадратных классах.

Почитайте любую родительскую ветку в любой социальной сети. Каждое второе сообщение: «Ничего не хочет, мотивации нет, отказывается ходить в школу, не может подружиться с одноклассниками, порекомендуйте частную школу, как перейти на семейное обучение?» И это все, что надо знать о социализации, которая якобы происходит в период школьного обучения.

А ведь все не очень сложно. Просто надо ввести такую норму: при каждом решении министерства, департамента, директора школы, классного руководителя обязать всех действующих лиц письменно формулировать ответ на вопрос: «Какие именно интересы ребенка будут удовлетворены при реализации этого решения?»

Можно заменить одной этой нормой все отчеты, которые километрами и тоннами пишут сегодня школы и департаменты. Потому что жизнь показывает, что эти отчеты к детям, то есть к будущему страны, не имеют никакого отношения.

Автор статьи - педагог Марина Солотова.

Полная версия:http://www.pravmir.ru/s-pervogo-klassa-oni-vsego-lish-statistyi/


Tags: Школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Папа – инвалид? Нет, папа – герой!

    Тамара Амелина: "Когда его жена была беременна, их называли эгоистами и присылали угрожающие видео больных детей. Художник, писатель и самый…

  • Я + ЖЖ

    Такого вы ещё точно не видели! Вся наша жизнь в ЖЖ в картинках! Конкурс. А давайте поделимся историями о том, как каждый пришел в ЖЖ? Вспомнила…

  • Счастливы ли вы в любви?

    Собираюсь утром на работу. Процесс сложный, требующий максимального напряжения еще не проснувшихся физических и умственных сил. Однако, несмотря на…

  • Секс-беженцы: иногда они возвращаются

    Упс. Они снова с нами. Секс-беженцы опять приехали. Не без помпы. В аэропорту их встречали ... лезгинкой. Как пишет КП:"Дети из Германии, не видевшие…

  • В мавзолей

    Конкурс. Картинка из прошлого. Портал времени. Мои родители Лариса и Борис, 1960 год, маме скоро двадцать, папа на год старше. Решили они…

  • "Ворошиловский стрелок". "Лизка была подростком, и папа умирал от ужаса за нее..."

    Ульянов очень переживал развал страны в 90-е, не мог видеть тот разбой, ту нищету, в которые погружалась страна. И больше всего он боялся за внучку…

  • Аааааа!!!!

    Все!!! Я перестаю читать ленту друзей. Может,тогда исчезнут эти дикие картинки и я перестану подозревать себя в глюках. Ребята, сжальтесь, сообщите…

  • Операция Трансформация

    Реально страшная история бесстрашного автора участвует в нашем конкурсе. Было это давно. В годы моей молодости. Бурной молодости. Попал я в…

  • Утро было не томным

    Пьеса в одно действие. Без слов. Научпоп. Испытано на животных. ВСЕ животные пострадали! Продолжение банкета в дворовых условиях.…

promo nikolaeva 03:00, saturday 17
Buy for 350 tokens
Я в детстве как-то очень близко к сердцу принимала судьбу Паровозика из Ромашкова. Что может быть страшнее, чем НАВСЕГДА не успеть или навсегда не понять? И сейчас я оглядываюсь на свою жизнь и думаю, что не успела, где не поняла? Очень трудно понять другого человека, потому что он другой, не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 111 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →