Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Маугли

Вот вы зачем учите иностранные языки? Наверное, чтобы общаться с людьми в странах иноземных, читать иностранную литературу и понимать чужестранные песни? Это понятно и похвально.

А вот зачем школьники учат 11 лет русский язык?
Неужели исключительно для того, чтобы в совершенстве знать классификацию местоимений, уметь сделать фонемный разбор, найти в предложении обстоятельство и дополнение?

Как пригодятся им эти навыки в жизни?
Тем, кто не собирается на филфак, никак. Благополучно улетучатся из головы бесполезные знания вместе с памятью о том, скольких трудов и слез стоили эти бесполезные и даже в чем-то вредные знания.

Почему вредные? Потому что именно из-за них ученики воспринимают родной язык как некую абстракцию, как набор бессмысленных определений и непонятных схем.

Посмотрите учебники по этому предмету за 3,4,5,6,7,8, 9 классы. Оглавление не меняется: имя существительное, имя прилагательное, глагол, члены предложения...
Есть первые вводные коротенькие главки о языке, но обратите внимание, как они написаны!
"Изучая русский язык в основной школе, ты научишься видеть слово в его неповторимости и целостности, выявлять возможности слова в тексте, умело использовать его в общении и совершенствовать свою речь; выстраивать языковую картину мира... Напоминаем, что эти умения или действия (они называются универсальными) развиваются через специальные задания, обозначенные в учебнике кружками и фоном условных знаков разного цвета..."

И вот все это шестиклассник должен не только понять, но и пересказать!

Неудивительно, что школьники предпочитают "забить" на весь этот ужас.

А знания о языке, коммуникативные навыки просто необходимы каждому школьнику.
От того, как они будут общаться, во многом зависит их личная и профессиональная судьба.

Сколько любящих пар расстались только потому, что не смогли объясниться, сколько хороших профессионалов были вынуждены искать новое место работы только из-за того, что не смогли на должном уровне выстроить отношения с коллегами.
Почему нормальный человек с шести лет до шестнадцати лет каждый(!) год должен учить про существительное?! Что произойдет, если начать изучать морфологию только класса с 7?

Гораздо полезнее, мне кажется, научить человека правильно выражать свои мысли, красиво говорить. Основы риторики, элементы прикладной психолингвистики, правила построения успешной коммуникации - вот та основа, которая необходима каждому.

Человек должен уметь высказать свои соображения, привлечь внимание собеседника.
Не менее важно понять, что говорят тебе, выделить главное в чужом сообщение, суметь быстро и правильно на него среагировать.
А вот грамматика, орфография, пунктуация - это только вспомогательные средства оформления речи. Не надо их превращать в сверхцель и сверхзадачу.

К чему это я?
Начался учебный год, и ко мне потянулись привычно знакомые друзей и друзья знакомых с просьбой посмотреть, на что их дитятки способны. И как их дальше учить?

Может, в этом году так сложились звезды. А может, это уже и норма, но за одну неделю я увидела двух совершенно нормальных, милых детей, которые почти совсем не могут говорить. Они улыбаются, моргают, но не говорят и не пишут. Здоровые дети, неглупые. Они не в состоянии рассказать о том, где отдыхали летом. То есть страну называют, а на просьбу рассказать, что довелось увидеть, говорят:"Понравилось."
- Что понравилось? - не отстаю я.
- Все, - упорствуют они в своем лаконизме.
Не могут пересказать текст из 15 предложений, не помнят, что читали за последний год, не в состоянии придумать 3-4 связных предложения. И это дети из московских школ.

Одна мама, когда я ей рассказала о том, что положение со знаниями у ее ребенка весьма серьезное, закручинилась, задумалась и сказала:"Это я виновата. Не говорю с ней. А вроде и не о чем. Я тоже не особо это умею."
На этих словах она заинтересованно взглянула на меня и закончила свой короткий монолог весьма неожиданно:" А вы не могли бы со мной позаниматься? А дочь я отправлю учиться в Англию. Все равно по-русски не говорит, пусть хоть английский учит!"

Замечу, что школьная оценка по русскому языку у этих "неговорящих" детей - "хорошо".

Меня эти встречи очень огорчили. И я вспомнила, как училась в обычной школе в Кунцево. Разные дети были в моем классе.
Но все говорить умели. И очень даже неплохо.

Несколько лет назад я встречалась со своими бывшими одноклассниками. И первое, на что обратила внимание, как правильно они говорят.

Что же такое должно было произойти, чтобы в большом городе, в нормальных семьях появились дети, не умеющие говорить?
Теперь понятно, откуда берутся эти плюсики и лайки под фотографиями и текстами в интернете.

Часто видишь такую жутковатую картину: под текстом о смерти актера или о крушении поезда - многочисленные " мне нравится".
Спросишь:"Мертвые нравятся?!"
Пожмут плечами, глупо ухмыляясь. Бездумный обмен безумной информацией. Их устраивает, им нравится.
А мне нет. Страшно жить в таком мире, где одни не могут сказать, а другие не в состоянии услышать.
Tags: Невыразимое
Subscribe
promo nikolaeva ноябрь 1, 00:41
Buy for 350 tokens
Что касается промо-блока: Исключено размещение постов политического и националистического толка, антирелигиозных текстов, порнографии, а также любых постов, носящих оскорбительный характер. Для рекламодателей почта nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →