Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Categories:

Сдать и забыть как страшный сон

Евгения Басовская, заведующая кафедрой медиаречи РГГУ о ЕГЭ.

Женю знаю очень давно, у нас с ней был один научный руководитель, Алла Борисовна Аникина. Вполне доверяю ее мнению. И тоже считаю, что пустые и бессмысленные клишированные сочинения учат лицемерию и больше ничему.


"Некоторые мои коллеги, работающие со старшеклассниками в профильных классах школ или на подготовительных курсах, говорят, что начинают любить ЕГЭ по русскому языку. Ведь никогда прежде не было так удобно натаскивать детей перед экзаменами. Вопросы — более или менее одинаковые. Правильный ответ на каждый из них — всегда один. Сочинение проверяется по четко сформулированным критериям, все оценивается в баллах — сиди себе, суммируй...

Помнится, когда-то, в другом веке и другой жизни, я была решительной противницей классического «литературного» сочинения. Ну, того, что про «типичных представителей» и «образ лишнего человека». Раздражала его заидеологизированность, пугала готовность школьников заучивать и воспроизводить ничего для них лично не значащие «правильные» формулировки типа «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни». Но тогдашний детский конформизм, как оказалось, ни в какое сравнение не шел с пугающим догматизмом современных старшеклассников.

Школа много лет учит их, что надо писать сочинение, собираемое, как фигурка из деталей конструктора: «В предложенном для анализа тексте ставится проблема…», «Главная мысль писателя состоит в том, что…», «Нельзя не согласиться с автором…», «В подтверждение своих слов могу привести два примера из художественной литературы…» Приблизительно так же должны бы были, по-моему, писать сочинения деревянные солдаты Урфина Джюса из сказки Волкова.

В результате умные, веселые, раскованные современные юноши и девушки ко всему этому экзамену относятся как к бреду. Потому что их заставляют высказывать «свою точку зрения» по вопросам, по которым у них чаще всего нет никакой точки зрения. Повторяющийся из года в год набор «проблем»: защита природы, любовь к малой родине, смысл писательского труда и так далее — находится за пределами интересов большей части сегодняшних школьников. И примеры они почти всегда приводят не из прочитанного (по крайней мере — прочитанного добровольно), а из трех-четырех произведений, навязанных и досконально разобранных школьной учительницей, педагогом на курсах или дорогим-предорогим репетитором. И как их родители делали вид, что анализируют образ Онегина, так они притворяются, будто вдумываются в смысл предложенного текста и размышляют над авторской идеей. Годы летят, а мы все играем в те же игры, ставка в которых — оценка в аттестате и поступление в институт...

экзаменом жизнь, слава богу, не заканчивается, и после него надо как раз начинать с удовольствием читать хорошие тексты. Ну а ЕГЭ, условно называемый экзаменом по русскому языку, а на самом деле представляющий собой хорошо организованную проверку лояльности, надо просто сдать. Сдать и забыть. Как когда-то бабушки и дедушки сдали и забыли историю КПСС и политэкономию социализма". - Полная версия http://www.mk.ru/social/2018/03/28/ege-protiv-grammatiki-nuzhna-li-shkolnikam-svoboda-ot-lishnikh-znaniy.html


Верно, сдать и забыть. Но... зачем тогда было потрачено в пустоту столько сил? Для чего?


Tags: ЕГЭ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo nikolaeva may 1, 2019 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →