Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Кликбейт, фейкньюс и я в телевизоре




— Домомучительница… как живая… вот ужас! — воскликнул Карлсон. — Лучше разбей этот ящик либо сменяй его на другой, полный плюшек, они нам пригодятся.

Согласна. Ящик, полный плюшек, лучше, чем я в этом говорящем ящике. Но плюшек у меня для вас нет! А телевизор со мной есть.

Вчера вечером звонок. Канал Россия 24. Вопрос: а расскажите нам о кликбейте и фейковых новостях! Рассказала. Не успев одеться нормально, причесаться и накраситься. И каков результат стольких жертв?! Две фразы в телевизоре! А я старалась!



Ладно, расскажу про кликбейт вам! Убегайте, кто не спрятался, — я не виновата :)

Интернет меняет наше понимание о том, какими должны быть названия материалов СМИ, диктует свои законы построения текстов. Именно интернет породил такое явление, как кликбейт. Что же стоит за этим определением?

СМИ, интернет воспроизводят характерные приметы современной языковой ситуации. Исследователи говорят о таких особенностях языка СМИ на современном этапе, как:

- тенденция к упрощению
- к нелитературности
- прецедентность
- активное использование языковой игры
- экспрессивный синтаксис
Все эти особенности проявляются прежде всего в заголовках. Потому что именно заголовок должен сразу, мгновенно привлечь внимание, так как в среднем людей, читающих только заголовки на сайте, больше, чем читающих основной текст.
Отклоняющиеся от языковой нормы, творческие, экспрессивные, эксцентрические заголовки манят читателей. Поэтому их так много в СМИ.






В этом случае речь идёт о так называемом кликбейте.

Слово "кликбейт" произошло от английских слов "Click"/кликнуть и слова "Bait"/наживка, другими словами это "кричащий заголовок".

Определение: Кликбейт - это заголовок, который провоцирует читателей нажать на него.

В данном определении, как мы видим, нет указания на то, что мы имеем дело с явлением, которое порицается обществом и считается недопустимым в информационном пространстве.

Однако практически во всех странах с развитыми СМИ кликбейту объявлена война. Параллели с англоязычными масс-медиа доказывают глобальность поднятых проблем: практически во всех качественных СМИ мы видим заголовки, которые только информируют читателя о событии, чётко указывая на денотативное пространство текста, на ту ситуацию, которая в нем представлена.

В чем же дело? Почему привлекающий внимание заголовок оказался вне закона?

Дело в том, что и читатели, и журналисты устали от дезинформирующих заголовков, которые вводят читателя в заблуждение, привлекая, не дают ту информацию, которая заявлена в названии. Не в меньшей степени тревожит большой процент заголовков, нарушающих этические нормы.

Наиболее подробное объяснение того, что представляет из себя кликбейт, дает Фейсбук.

Фейсбук определяет кликбейт как заголовки, умышленно скрывающие важную информацию, проясняющую суть поста, либо как заголовки, вводящие пользователя в заблуждение и вынуждающие перейти на целевой сайт, чтобы узнать ответ. Типичные кликбейт-заголовки в понимании Facebook:


* “When She Looked Under Her Couch Cushions And Saw THIS… I Was SHOCKED!” — «Она заглянула под диванную подушку и обнаружила ЭТО… Я в шоке!»


Фейсбук рекомендует всем пишущим использовать ясные заголовки, из которых пользователь сразу понимает, о чем предлагаемая публикация.

Но тут вновь мы наблюдаем недостаточное определение понятия. Что означает "ясные". Имеется в виду информативные заголовки, относящиеся исключительно к фактологическому пространству текста?

Мы видим, что большинство новостных заголовков строится именно по этому принципу. Но спасает ли это от кликбейта?



Это просто новости за день. Не специально подобранные мной. Они так и идут на сайте МК. Одна за другой.

Что это как не кликбейт?

Вот ещё одна "просто новость" :(



Самое любопытное, что все без исключения официальные СМИ уже научились активно использовать кликбейт, не ставя себя под удар. Вот, например, наше государственное агентство ТАСС.

Смотрим анонс его новости на партнерском сайте. Название запомнили?



Это явный кликбейт: неполнота информации заставляет читателя нажать на новость.

Кликаем! И на официальном сайте ТАСС видим совсем другое заглавие!




Агрегатор СМИ 2 - генератор кликбейтов, партнёр всех популярных изданий - снабжает публикации с партнёрских ресурсов яркими заголовками, кликнув на которые, читатель попадает на сайт известного издания, где кликбейт уже отсутствует. Вот так.

Так что кликбейт, фейкньюс (о фейковых новостях надо говорить отдельно) — серьезная проблема нашего времени.



Tags: Интернет-жизнь, Лекция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Студенты МГУ — ректору

    Студенты Московского университета решили действовать сами. Студенческий совет МГУ передал ректору Виктору Садовничему письмо, в котором попросил от…

  • Лингвистическое

    Вот в этом месте слегка подзависла. Я ведь не ошибаюсь, это же изящная интерпретация известного выражения "бабы новых нарожают"? Смело. Откровенно.…

  • Грустно

    Всем привет! Я не пропала. Просто то, что сейчас происходит, трудно укладывать в буквы. Все сейчас трудно. На работу хожу как на войну: студенты…

  • Мышь

    Калебастра Пятнистая окончательно уматерила моего младшего ребёнка, то есть стала ему настоящей матерью. Она совершенно справедливо считает, что…

  • Когда муж с женой на волне одной

    Вот славно, а? Такую гармонию не срежиссируешь. Тут режиссёр сама жизнь. Охлобыстин и Охлобыстина. Галкин и Галкина. Чудесные и задорные.…

  • Нетаниягу: "В самом разгаре война..."

    "Были ли ошибки? Несомненно. Наше решение открыть банкетные залы было слишком поспешным. А может быть, и решение возобновить работу учебных…

  • А ты такой холодный...

    Смех да и только. Сегодня в салоне красоты видела такую крупную тетю, уже и коней давно всех тормознувшую и в избе изрядно подкоптившуюся. Кровь с…

  • Ковид-19 чёрными штрихами

    Руслан Меллин — врач в красной зоне. В свободное время он рисует то, что видел на дежурстве, это помогает ему. Он считает, что уже идёт вторая…

  • Натаскивание на ЕГЭ =неуспешные студенты

    Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, вице-президент Российского общества социологов Гарольд Зборовский в интервью изданию Znak:…

promo nikolaeva may 1, 2019 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments