Когда я училась в начальной школе, учительница рассказывала нам на уроке о той войне и вдруг попросила:"Ребята, встаньте, пожалуйста, те, у кого в семье во время войны кто-нибудь погиб".
И встал почти весь класс. 40 человек. Мы встали, а учительница села за свой стол и заплакала. Она тихо плакала, а мы ещё тише стояли. И это была правильная, нужная тишина. Так я тогда это чувствовала.
Мы были маленькие глупые первоклашки, но не испугались слез нашей несгибаемой пожилой учительницы. Мы понимали, что так и надо: мы же все это уже видели в своих семьях - слезы, рассказы, старые фотографии совсем юных парней, которым не суждено было повзрослеть.
И не страшно было вот так стоять каждому за кого-то своего. Мы все были вместе.
И пусть больше никогда. Никогда-никогда.
Я сегодня вспоминаю.
Юного деда Митю, который прибавил себе год и ушёл воевать. Его убили так быстро, что нет ни одной его фотографии в военной форме.
Осталась только вот эта, где он с мамой и сестрой, ещё совсем мальчик.

И вот эта. Братская могила с его фамилией. А рядом опять мама и сестра. Потому что любовь и память все равно сильнее смерти.

И мой папа, Владимир, и дед Фёдор - фронтовики. Их уже нет с нами, но сегодня весь день я думаю о них. И о своей прабабушке Груне, отдавшей войне любимого сына.

Мой папа на флоте
А вот его мама, моя бабушка Лиза, в госпитале с ранеными бойцами.

А это дед Фёдор и моя бабушка — мама Анечка. Какая все же нелепость — называть этих двух влюблённых и юных совсем людей бабушкой и дедушкой.

Анечка ждала своего Федю с фронта. И дождалась. И родились дети. Их старшая дочка — моя мамочка.
Давайте вспомним всех своих. Пусть все они сегодня будут с нами. Вечная память!
https://www.moypolk.ru/ — пост подготовлен для совместного проекта Живого Журнала и движения «Бессмертный полк».
Journal information