Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Categories:

Вопрос для эрудитов. Ерундитам не беспокоить!

Интереснейший лингвистический спор разыгрался на фоне текущего голосования.

Как некоторые из вас Уже видели, бюллетень, предложенный гражданам, выглядит так.


Фото: Олег УКЛАДОВ, КП


И вот лингвисты затрубили тревогу. Например, кандидат филологических наук Ольга Северская, ведущий научный сотрудник института русского языка имени Виноградова РАН, видит тут грубое нарушение языковой нормы. Об этом она рассказала в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Речь идёт о вопросе: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» Северская отметила, что такая конструкция нарушает языковую норму, так как в ней использован неверный падеж. По ее словам, правильно — «в Конституции».

А ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая говорит, что здесь фокусироваться нужно не на стилистике, а на смысле!


«В предложении "Вы одобряете изменения в Конституцию РФ?" все написано на русском языке, но использована сокращенная конструкция». По словам Русецкой, полная конструкция выглядела бы так: «Вы одобряете изменения, вносимые в Конституцию РФ?» — получается, здесь пропущено слово, которое легко восстанавливается по смыслу. И ничего страшного в этом нет.

Директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И.Даля Дмитрий Бак уточняет:

«Формулировка, вынесенная на общероссийское голосование, содержит эллипсис, т.е. явление, в большинстве случаев свойственное не юридическому, но разговорному стилю речи. - Однако с правовой точки зрения данная формулировка корректна. Поскольку буквально соответствует тексту ст.2.1 №1-ФКЗ от 4 марта 2020 года и юридически корректно воспроизводит сложный («ступенчатый», трехэтапный) алгоритм вступления в силу данного Федерального Закона».

И вот кто прав? Есть ли на самом деле ошибка? Ведь если был бы вопрос "Вы одобряете изменения в Конституции", то тогда получалось бы, что они УЖЕ там есть? То же не очень.

Что лично я тут вижу, пока не скажу. Я вообще слишком многое иногда могу увидеть. Например, слово "ад" на листке для голосования. Вот ужасти-то!!!



А вас попрошу ответить, есть ли на самом деле здесь ошибка или нет? В комментариях можно развернуть ответ )

Есть ли ошибка?

Да
89(62.2%)
Нет
29(20.3%)
Не знаю
13(9.1%)
Все дураки, один я в белом
12(8.4%)



Tags: Ерундопель русского языка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Экзамен

    Эх, напишу-ка я про экзамены, пока они не стали легендой, не ушли в далекое прошлое и не переплавились в былины. Не, конечно, экзамены и нынче…

  • Семья

    Прочитала книгу Нины Федоровой "Семья". Почему мне раньше не попадалась она? Если говорить о самом верхнем уровне, то это прежде всего изумительно…

  • Жарко

    Умение жить с удовольствием. Мастер-класс от Бертрана Орландовича. Свиньи, которая всегда функционирует только в двух рабочих режимах: доволен —…

  • Лингвистическая загадка

    До сих пор интересно, что подумала эта женщина про моего мужа. Может, хоть здесь найдутся знатоки? А дело было так. В середине девяностых поехали…

  • Любимые

    Спросили, какие люди меня вдохновляют. Вот такие, например, как Фенечка fenechka_k — "шестирежды маман", по ее словам. О себе она пишет:…

  • Жизнь со скелетом под кроватью

    "И мама в азарте выговоров — точнее, споров, потому что я всегда бессмысленно и безобразно огрызался на любое ее замечание, — несколько раз…

  • Тревожные дети

    Прочитала статью психолога о том, как избавить детей от тревожности, и задумалась. На мне ее советы явно дали осечку. Но, может, только на мне?…

  • А чего добился в жизни ты?

    Вам когда-нибудь строили личный бассейн ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС? Строили дом ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС? И все это без всяких КОРЫСТНЫХ ЦЕЛЕЙ, ничего не требуя взамен.…

  • Спросили про феминитивы — отвечаю

    Здравствуйте, Саша, рада слышать Вас. Норма языка не зарождается в космосе, норма поспешает за речевой практикой. Неспешно так поспешает, но…

promo nikolaeva may 1, 2019 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestnikolaeva

June 29 2020, 18:37:43 UTC 2 weeks ago

  • New comment
Для самых внимательных. В тексте поста есть орфографическая ошибка. Какая? И где? ;)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Общество, Политика.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Вот было бы "внесение изменений...", тогда можно было бы и "в КонституциЮ".
Вот да. Но так, наверное, длинновато?

lazicka

2 weeks ago

nikolaeva

2 weeks ago

selennideras

2 weeks ago

Все дураки! "Вы одобряете изменение Конституции РФ"
Ожидаемо )))

Непростительная ошибка. Хотя чему удивляться: даже сотрудники 1 ТВ в титрах такие ошибки делают! Про книги вообще молчу.

Не очень приятно, да. Но я всегда вспоминаю Д. Э. Розенталя, который в подобных случаях всегда говорил:"Варианты, варианты..." ))

korneya_pee

June 29 2020, 15:47:52 UTC 2 weeks ago Edited:  June 29 2020, 15:51:06 UTC

Споткнулась сегодня, когда голосовала. )))

И почему составителей испугала формулировка, которая на пару слов длиннее?

На мой взгляд, на коленке составляли. Всё спешат, всё торопятся...

Наверное, подумали, что длинные тексты сейчас почти никто не читает )

korneya_pee

2 weeks ago

не о том спорят. не "в конституцию" ,а "на конституцию"

derik_536

June 29 2020, 17:27:20 UTC 2 weeks ago Edited:  June 29 2020, 17:28:15 UTC

Велип и магуч руский языха!


И не обращайте внимание на форму! Смотрите на содержание!

Сцука, ну почему так поздно сформулировали такое замечательное правило! Тогда б ни кто не получал двойки по русскому языку!!

nikolaeva

2 weeks ago

Оба объяснения убедительны, но мне не понять, почему нельзя было сохранить полную формулировку, чтобы не создавать камня преткновения.
Вы правы, лучше было бы не сокращать.

derik_536

2 weeks ago

Главное, что там есть пункт "НЕТ". Значит, с давних пор пойду и поставлю на него галку.

А лингвисты, то такое:

Русский, французский и китайский лингвисты решили написать имена друг-друга каждый на своем языке.

- Моя фамилия Ге - сказал француз китайцу.
- В китайском языке два иероглифа Ге, но, к сожалению, не один из них не подходит для фамилии.
- Почему?
- Потому что один имеет значение "колесо", а другой передает звук, с которым лопается мочевой пузырь осла.
- А что плохого в колесе?
- Мужское имя не может быть круглым, все будут считать тебя педиком. Для твоего имени мы возьмем иероглиф Шэ, означающий "клавиатура", "корнеплод", "страница" а также прилагательное "бесснежный" и дополним его иероглифом Нгу, означающим мужской род. В конце я пишу иероглиф Мо - "девственный".
- Но.. это, мягко говоря, не совем так..
- Никто не будет считать тебя девственником, просто без иероглифа Мо иероглифы Ше-Нгу означают "сбривающий мамины усы"

- Хорошо, теперь я напишу твое имя.
- Моя фамилия Го.
- Отлично, я начну твою фамилию с буквы G.
- Что означает буква G?
- У нас, европейцев, сами по себе буквы ни хрена не значат, но чтобы проявить к тебе уважение я поставлю перед G букву H - во французском она все равно не читается.
- Отлично! Дальше O?
- Нет, чтобы показать, что G - произносится как Г, а не как Х, надо после G поставить букву U, а также H - чтобы показать, что U не читается сама по себе, а только показывает, как правильно читать G, и буквы EY, показывающую, что слово не длинное и скоро кончится.
- Hguhey.. дальше O?
- Нет, О во французском произносится как А или Ё, в зависимости от стоящих по соседству букв, ударения и времени года. Твое чистое О записывается как AUGHT, но слово не может кончаться на T, поэтому я добавлю нечитаемое окончание NGER. Вуаля!

Русский лингвист поставил бокал на стол, взял бумажку и написал "Го" и "Ге".

- И всё?
- Да.

Француз с китайцем почесали в затылке.

- Хорошо, как твоя фамилия, брат?

- Щекочихин-Крестовоздвиженский.

- А давайте просто бухать? - первым нашелся китаец.

Русский кивнул и француз с облегчением поднял тост за шипящие дифтонги.
Тогда уж - изменение Конституции. Изменения (вносимые) в Конституцию, как мне кажется, это просто сокращенный, несколько просторечивый, но допустимый вариант нормы. Изменения в Конституции - более официальный вариант, наверно более уместный в бюллетене для голосования. Но и проблемы особой здесь не вижу.
Да, Вы правы, здесь можно увидеть разговорный вариант.
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

newkos

June 29 2020, 16:39:35 UTC 2 weeks ago Edited:  June 29 2020, 16:42:40 UTC

Прогресс всё же есть
Раньше это была Жена Императора Константина и что то из кулинарии

Анекдот тоже вспомнил, неприличный .. там исправили ..... в роте ... на во рту ......


Вспомнил про НА и В .... про некоторые места никак не получается, угодить всем

а про этот казус ... пропустили слова ... в тексте ... Конституции
внесение изменений в Конституцию
изменения в Конституции
но не изменения в Конституцию, простите
Многие не так категоричны:

Как сообщил РБК доцент РГГУ Александр Пиперски, формулировка «изменения в Конституцию» и «поправки в закон» — естественное сокращение от «внесение изменений в Конституцию» и «внести поправки в закон». Это, по его словам, профессиональный жаргон тех, кто имеет дело с законотворческим процессом.

Пиперски отметил, что сам бы он написал «внесение изменений в Конституцию». «Но, видимо, те, кто составлял вопрос для бюллетеня, даже не заметили, что привычная им краткая формулировка отличается от принятого в русском литературном языке», — заключил он.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ef65f2e9a794702586308d4

d_v_temnote

2 weeks ago

nikolaeva

2 weeks ago

d_v_temnote

2 weeks ago

Господа, всё давно уже внесли, подписали и распечатали! Так к чему же "копья ломать"?

nikolaeva

June 29 2020, 17:05:54 UTC 2 weeks ago Edited:  June 29 2020, 17:07:11 UTC

Это так. Но интересно, насколько разговорная норма проникла в язык официальный. Или на сколько ))) Вот все интересно.

beregbereg

2 weeks ago

"Внесение изменений в Конституцию" или "изменения, вносимые в Конституцию" было бы корректнее.

Надеюсь, хоть сами изменения пропишут грамотно. А то юридические тексты порой читаешь - обрыдаться просто.
Со статьями законов — это да, дело серьезное. Там судьбы человеческие зависят от буквы закона.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →