Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Category:

Слово о словах :)

Сейчас пишу для научного журнала статью "Комментарий как новый жанр в интернет-пространстве".

И вот как раз вчера нашла один интересный пример. Пролистывая ленту друзей, увидела в одном из ЖЖ-журналов перепечатку стихотворения Дмитрия Быкова "Пасхальное".
Для тех, кто хочет с ним ознакомиться:

Когда не десять и не сто, а миллион поверит бреду; когда уже ничто, ничто не намекает на победу, — ударит свет и все сожжет, и смерть отступится, оскалясь. Вот Пасха. Вот ее сюжет. Христос воскрес. А вы боялись
…А между тем благая весть — всегда в разгар триумфа ада, и это только так и есть, и только так всегда и надо! Когда, казалось, нам велят — а может, сами захотели, — спускаться глубже, глубже в ад по лестнице Страстной недели: все силы тьмы сошлись на смотр, стесняться некого — а че там; бежал Фома, отрекся Петр, Иуда занят пересчетом, — но в мир бесцельного труда и опротивевшего блуда вступает чудо лишь тогда, когда уже никак без чуда, когда надежда ни одна не намекает нам, что живы, и перспектива есть одна — отказ от всякой перспективы.
На всех углах твердят вопрос, осклабясь радостно, как звери: «Уроды, где же ваш Христос?» А наш Христос пока в пещере, в ночной тиши. От чуждых глаз его скрывает плащаница. Он там, пока любой из нас не дрогнет и не усомнится (не усомнится только тот глядящий пристально и строго неколебимый идиот, что вообще не верит в Бога).
Земля безвидна и пуста. Ни милосердия, ни смысла. На ней не может быть Христа, его и не было, приснился. Сыскав сомнительный приют, не ожидая утешенья, сидят апостолы, и пьют, и выясняют отношенья:
— Погибло все. Одни мечты. Тут сеять — только тратить зерна.
— Предатель ты.
— Подослан ты.
— Он был неправ.
— Неправ?!
— Бесспорно. Он был неправ, а правы те. Не то, понятно и дитяти, он вряд ли был бы на кресте, что он и сам предвидел, кстати. Нас, дураков, попутал бес…
Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда еще чуть-чуть — и все бы.
Глядишь кругом — земля черна. Еще потерпим — и привыкнем. И в воскресение зерна никто не верит, как Уитмен. Нас окружает только месть, и празднословье, и опаска, а если вдруг надежда есть — то это все еще не Пасха. Провал не так еще глубок. Мы скатимся к осипшим песням о том, что не воскреснет Бог, а мы подавно не воскреснем. Он нас презрел, забыл, отверг, лишил и гнева, и заботы; сперва прошел страстной четверг, потом безвременье субботы, — и лишь тогда ударит свет, его увижу в этот день я: не раньше, нет, не позже, нет, — в час отреченья и паденья.
Когда не десять и не сто, а миллион поверит бреду; когда уже ничто, ничто не намекает на победу, — ударит свет и все сожжет, и смерть отступится, оскалясь. Вот Пасха. Вот ее сюжет. Христос воскрес.
А вы боялись.


(Источник:Новая газета)


Посмотрела комментарии к тексту. Один из них - хозяйки журнала, очень прогрессивной и либерально настроенной писательницы, отстаивающей демократические свободы достаточно радикально.
Она в этом комментарии пишет о том, что текст этот, конечно, ни в коем случае не о вере в бога.

Я с этим не вполне согласна, поэтому оставила реплику о том, что знаю Быкова. Он человек верующий, как и его жена - постоянный автор Правмира, поэтому мы не можем исключить здесь присутствие концепта "бог" в его сакральном значении.
Получаю протестный ответ, который начинается тезисом:" Но я еще и филолог..."
Что в данном случае является прямым указанием на профанность высказанной мной позиции.
В следующем комментарии хозяйка, видимо, совсем раздражается присутствием в её блоге таких э...э... неумных читателей, выскочек и зазнаек, и уже гневно требует:
"И я предлагаю не меряться этим самым... Длинной знакомства с автором... Это имеет мало отношения к восприятию текста" ( орфография и стилистика сохранены авторские).

Однако это не так, можем утверждать мы, основываясь на трудах Бахтина, Лотмана, Выготского, Тынянова. Автобиографические детали очень важны для общего понимания идей, структурирующих текст.

Конечно, все знают, что художественное произведение можно рассматривать с разных позиций, выдвигая даже взаимоисключающие гипотезы. Но это будут именно предположения, а не истина в последней инстанции.

Впрочем, данный диалог интересен для меня больше тем, что он стал еще одним подтверждением того, что люди, на словах очень активно провозглашающие свободы, редко позволяют подвергать сомнению их личные выводы. И еще реже способны спокойно выслушать даже более чем корректно и кратко высказанное чужое мнение.

Не всегда совпадает теория и практика. Автор книг о любви может быть несчастен в личной жизни, борец за свободу слова не даст слова никому, кто не повторяет за ним.

Я могла бы показать вам все реплики этой короткой дискуссии, но, как вы понимаете, текст теперь для меня закрыт :)
Tags: ЖЖжизнь
Subscribe
promo nikolaeva may 1, 2019 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →