Вот и сегодня иду по переходу, вся погружена в размышления об одной очень сложной проблеме, которую я хочу обсудить с вами вечером. И вдруг из этих самых размышлений меня вырывает громкий и довольно страшный крик:
"Ты меня слышишь?! Я! Спрашиваю! Тебя! Слышишь?!"
Люди испуганно оглядываются. Передо мной по переходу шагает пара - пожилая женщина, котороя крепко держит под руку нарядную девочку лет десяти. И вот этим громовым командирским голосом она и кричит прямо в ухо внучке. Я думаю, что внучке. Потому что крепко прижимает бабушка нарядную девчушку к себе, потому что спокойно и невозмутимо шагает рядом нарядный ребенок в бантах. Видимо, такой диалог для них - привычен.
По-моему, понятно, если посмотреть на них, что они любят друг друга и довольно близки.
И мои мысли сразу потекли по любимому и давно проложенному руслу: мы и наши дети.
В нашей стране норма - близость между родителями и детьми, между бабушками-дедушками и внуками.
Все мои знакомые мамы и бабушки очень много делают для своих малышей, многим жертвуют. Иногда вся жизнь семьи строится вокруг младшего её члена: мама приготовит, бабушка заберет из школы, дед оттащит на кружок, отец должен быть на родительском собрании.
Но вот именно эта отдача, жертвенность и внимание нередко стирают все личностные границы. Наш ребенок - это наше-наше. И мы кричим, давим, возмущаемся, посылаем на голову отпрысков все громы и молнии.
Такое не редкость и в присутственных местах - магазинах, парках, на детских площадках.
Я видела столь бурные сцены, что лучше о них промолчу.
Здесь я специально описала самую обыденную ситуацию. Потому что она - повсеместная.
Я и сама кричу на детей. Но если мой крик похож на писк хомяка, застрявшего между диваном и стеной, то мой муж рявкнет, так рявкнет.
Помню, года четыре назад мы были в каких-то заграницах, и сын что-то такое сотворил, на что муж оперативно отреагировал львиным рыком.
И когда я, разрулив конфликт, огляделась, то увидела на лежаках около нас людей с совершенно круглыми глазами. Хочу отметить, что русских в том отеле почти не было и сам отель был более чем приличным.
Получается, в иных странах иной подход?
И можно ли не никогда не кричать на ребенка?

Journal information