Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Исповедь

Сегодня воскресение. А значит, рубрика "Дорога к храму. Первые шаги".
Мы уже говорили с вами о том, как правильно поставить свечу в церкви, как написать записочки:
http://nikolaeva.livejournal.com/425344.html

Я обещала рассказать и об исповеди. И вот сегодня я весь день думаю, как это сделать, и понимаю, что это слишком важный и огромный вопрос.

Давайте договоримся так: я начну, а вы будете подсказывать и спрашивать, и потом мы обязательно продолжим эту тему.

Исповедь - это одно из Таинств Православной церкви.

Таинство покаяния учреждено самим Спасителем.
Его слова по воскресении из мертвых, слова, которые он сказал апостолам - будущим пастырям: ихже отпустите грехи — отпустятся, ихже свяжете — будут связаны.

Эти слова Христа считаются словами, утверждающими таинство покаяния. И мы знаем, что в древности, в 1 веке по Р.Х., таинство покаяния, действительно, понималось как второе крещение. Второе крещение — т.е. таинство возрождения для того, кто не смог удержаться в Церкви, который от нее отпал, погиб.

Почему человек, совершив грех, погибает?

Об этом очень точно говорит старец Паисий Святогорец:
"Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях. Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог им в каком-то их затруднении? Но при этом эти люди ни на исповедь, ни в церковь не хотят идти! «А в церковь-то ты хоть ходишь?» — спрашиваю. «Нет», — отвечают они. «А ты хоть когда-нибудь исповедовался?» — спрашиваю снова. «Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил». — «Но как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться — если ты имеешь на это благословение своего духовника, — а я буду молиться о твоем здравии. Неужели ты забываешь о том, что есть и иная жизнь и к ней нам необходимо готовиться?» — «Послушай-ка, отец, — возражают в ответ такие люди, — все то, о чем ты говоришь — церкви, иная жизнь и тому подобное, — нас не занимает. Все это сказки. Я был у колдунов, был у экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал, что исцелить меня можешь ты». Представляешь, что творится! Ты говоришь им об исповеди, о будущей жизни, а они отвечают, что «все это сказки». Но одновременно просят: «Помоги мне, а то я сижу на таблетках». Но как я им помогу? Разве исцелятся они волшебным образом [без труда]?
   И посмотри, многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь, но заканчивают тем, что «исповедуются» у психолога. Они рассказывают психологам историю своей болезни, советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи [своими советами] словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно перейти. В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки доплывают до другого берега, однако течение относит их очень далеко от того места, где они хотели оказаться...
А вот придя на исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в Таинстве Исповеди действует Благодать Божия и человек освобождается от греха.

    Чтобы ощутить внутренний покой, необходимо вычистить себя от мусора. Это нужно сделать посредством исповеди. Открывая свое сердце духовнику и исповедуя ему грехи, человек смиряется. Таким образом ему открывается небесная дверь, его щедро осеняет Благодать Божия и он становится свободным.
   До исповеди [духовная] вершина человека затянута туманом. Человек видит сквозь этот туман очень нечетко, расплывчато — и оправдывает свои грехи. Ведь если ум помрачен грехами, то человек видит будто сквозь туман. А исповедь точно сильный ветер, от которого рассеивается туман и расчищается горизонт. Поэтому если люди, пришедшие ко мне попросить совета, не исповедовались, то прежде всего я шлю их на исповедь и говорю, чтобы они пришли ко мне для беседы уже после нее. Некоторые начинают отговариваться: «Если ты в состоянии понять, что мне нужно сделать для решения моей проблемы, то просто скажи мне об этом». — «Даже если я действительно в состоянии понять, что тебе нужно делать, — отвечаю им, — то ты этого понять будешь не в состоянии. Поэтому сперва пойди поисповедуйся, а потом приходи и мы с тобой побеседуем». И правда, как можно установить с человеком связь и прийти к взаимопониманию, если он «работает» на другой [духовной] частоте?
   Посредством исповеди человек вычищает себя изнутри от всего ненужного — и духовно плодоносит. Однажды, когда я копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров, ко мне пришел один посетитель и спросил: «Что ты делаешь, Геронда?» — «Что я делаю? — сказал я. — Да вот, исповедую свой огород». — «Да как же, Геронда, — опешил он. — Неужто огород тоже нуждается в исповеди?» — «Конечно, нуждается. Я убедился, что когда поисповедую огород, то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного, то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми как на подбор! А если огород оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!».

Возникает очень важный вопрос: а что считать грехом?

В большинстве пособий, которые должны помочь человеку приготовиться к исповеди, грехи распределяются по десяти заповедям Закона Божьего, в них объясняется, как и каким именно образом люди преступают ту или иную Заповедь.

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.



Начало греха — это злой помысл. Значит, мы согрешаем не только делами и поступками, но и помыслами. Очень трудно решиться, не имея опыта, прийти на исповедь. Именно поэтому лучше сначала прочитать книгу отца Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди". Эта совсем небольшая книга есть в интернете. Мне она в свое время очень и очень помогла. А если вам захочется, почитайте и воспоминания современников об отце Иоанне, удивительном старце и подвижнике. И вам станет абсолютно ясно, что в этой книжечке - поразительный опыт многолетнего священства и прозрение того, что есть душа человеческая.

Итак, вы уже знаете, что исповедь - это Таинство, то есть действо, во время которого человек совершенно непонятным человеческому уму образом избавляется от своих грехов, каясь в них и искренне сокрушаясь о том, что совершил их.

Что к исповеди надо готовится, но не стоит просто переписывать из книг список грехов, а потом прочитать их священнику. Это не будет исповедью. Исповедь - это ваше признание того, что вы согрешили, ваше желание исправиться, ваша боль.

Человек чувствует, что душа его болит. Возможно, и болезни телесные одолевают. Потому что источник физических страданий нередко кроется в нашем неправильном поведении в этом мире. И человек решает исповедоваться. Он думает над тем, что не так в его жизни, пытается понять, в чем сам не прав.

Это очень и очень трудно - искать зло в себе. Очень немало тех, кто на вопрос священника: "В чем грешен?" - отвечает:"Ни в чем!"

Это обычно огорчает батюшку, и тот начинает подробно расспрашивать исповедника, потому что нет среди нас "безгрешных", а тот, кто не видит в себе греха, безусловно, сильно болен.

После того, как вы дома готовились к Таинству, вы решаете, куда пойти на исповедь. В храмах исповедуют обычно вечером под праздник и всегда субботним вечером. Или уже утром перед Литургией. Лучше, конечно, первый раз прийти вечером и не под большой праздник, когда очень много исповедников и, возможно, вам не удастся подробно обсудить со священником все, что вас волнует.

Кто может принять у вас исповедь?

Любой священник. Но лучше расспросить своих верующих друзей о том, в какие храмы они ходят, и попросить у них совета: очень важно знать, к какому священнику вы идете. В этом случае вам будет не так страшно, вы будете в курсе того, как именно этот батюшка принимает исповедь.

Итак, вы зашли в церковь с желанием исповедоваться. Возможно, в руке у вас записочка, которую вы писали, когда думали о своих проступках. Многие записывают грехи, чтобы не растеряться на исповеди. Но записывать совсем не обязательно.

Вы зашли в храм, перекрестились и тихонько спросили у кого-нибудь из прихожан, где сейчас батюшка исповедует. Вам обязательно покажут. Вы увидите высокий маленький столик (аналой), рядом с аналоем священника и очередь кающихся к нему. Подходите, спрашивайте, кто последний, и ждите.

Когда встанете у аналоя, смело, не жалея себя, начинайте рассказывать о своих грехах. Священник в данном случае только свидетель. Слышит вас сам Господь.

Когда вы закончите говорить, священник может сказать несколько слов или спросить о чем-нибудь. Потом он накроет вам голову епитрахилью (такая ткань) и прочитает разрешительную молитву.

Кающийся после исповеди целует Крест и Евангелие, которые лежат на аналое; это есть древняя форма клятвы, обещания. В летописях русских мы часто находим такие слова: «Целуй мне крест на том-то и на том-то». Скажем, князь говорит своим подчиненным: «Целуй крест, что ты сделаешь то-то». Что это значит? Это значит: обещай мне, что ты это сделаешь, и в подтверждение того, что не нарушишь своего обещания, целуй крест. То есть обещай мне это перед Крестом и Евангелием, т. е. перед Христом распятым. Так вот, когда кающийся целует Крест и Евангелие, то он обещает стараться так не грешить.


Когда надо идти на исповедь?

Обязательно, если вы хотите причаститься, желательно, если вас что-то угнетает и печалит. Прекрасно, если человек исповедуется еженедельно. Когда я так делаю, мне очень легко на душе. Если же я месяц не исповедуюсь, тоска наваливается на меня. Но немедленно исчезает, как только мне удается вырваться на исповедь.

Впрочем, о своем личном опыте я расскажу позже. И так текст получился огромный. Но уж такая тема сегодня.

Tags: Дорога к храму. Первые шаги
Subscribe

Posts from This Journal “Дорога к храму. Первые шаги” Tag

  • Что будет, если за живого человека поставить свечу "за упокой"

    - И вот тогда она стала ставить свечи за разлучницу на канун! То есть за упокой, писать её в записках "о упокоении" и ждать, когда она наконец…

  • Рождественский сочельник

    Это такой особенный день, день перед Рождеством Христовым. Люди, которые редко ходят в храм, часто про сочельник помнят только то, что в этот…

  • Зачем верить в Бога?

    Сегодня воскресенье, и мы опять пробуем говорить о том, о чем говорить очень непросто, о вере. Темы прошлых наших бесед даны под этим текстом. Как…

promo nikolaeva novembre 1, 00:41
Buy for 350 tokens
Что касается промо-блока: Исключено размещение постов политического и националистического толка, антирелигиозных текстов, порнографии, а также любых постов, носящих оскорбительный характер. Для рекламодателей почта nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments