Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Categories:

3. НАШ ВНЕШТАТНЫЙ ЗАВУЧ - СТАЛИН (Папины мемуары)

Про Сталина написаны горы книг и научных работ, но, насколько мне известно, никто не обратил внимания на то, что в начале 30-х годов он не просто определил свою дочь в специально найденную для нее школу, но и самым активным образом занялся в целом проблемами средней школы, хотя, понятно, что у него хватало других более важных дел. Насущные вопросы школы стали обсуждаться на заседаниях Политбюро, и он сам сделал там доклад об учебных программах. Сталин решительно выступал в защиту традиционных академических дисциплин и за единообразие в преподавании. Глава народного комиссариата просвещения А. Бубнов вспоминал, что вождь сам редактировал постановление ЦК партии по учебным программам, «вплоть до отдельных слов и запятых». Бубнов также отмечал, что Сталин лично курировал Отдел школ ЦК партии (отнюдь не самый важный департамент в ЦК). Глава этого отдела Б. Волин вспоминал: «Сталин сам давал мне свои распоряжения по школьным делам, вникая при этом не только в основные проблемы, но и во многие мелкие детали». А.Жданов, помощник вождя по делам культуры, тоже не раз отмечал, что Сталин много занимался школьными проблемами. Примечательно, что в решениях ЦК партии по школе, принятым в 30-е годы, видна рука Сталина, его резкий и жесткий стиль, его фразеология. Нет сомнения в том, что побудительным толчком к такой активности вождя в этой сфере стало его беспокойство за своих школьников, Светлану и Василия. Он не только раздавал указания с верху, но и был постоянно в курсе повседневной жизни своего лицея. В конце каждой учебной недели расписывался в школьном дневнике Светланы (наверное, и у Василия тоже), и мы не раз разглядывали его четкую подпись крупными буквами. Однажды кто-то распорядился увеличить продолжительность нашего школьного урока с 45 минут до 50. Нам, ученикам, это, разумеется, не понравилось. Светлана тут же донесла наше всеобщее возмущение до своего отца, который немедленно отменил это распоряжение.

С приходом в 25-ю школу Светланы и Василия она заметно преобразилась, оказалась не просто лучшей из нескольких образцовых школ, но вообще выделилась из общего ряда. Наш историк, Петр Константинович Холмогорцев, наверное, первым назвал ее «советским лицеем» и «витриной социализма». Лицей он помянул не зря. А вот социализм…В середине 30-х годов Сталин торжественно объявил, что он у нас уже построен. Провозглашая свой социализм, вождь выступил во всей своей красе. Он всегда был убежден: чем ложь больше, тем она лучше, действенней, а ложь чудовищных размеров при официальной ее поддержке вообще неодолима.

В момент объявления о победе социализма в СССР десятки миллионов крестьян уже стали жертвами насильственной коллективизации, превратились в полуфеодальных (точнее – государственных) рабов. Несколько миллионов из них погибло в ходе этой кампании, в том числе и во время голода на Украине, причем по вине Сталина: мы вовсю экспортировали хлеб, чтобы обеспечить милитаризацию и индустриализацию страны. Партийная власть закабалила и наш рабочий класс, за его труд платили в несколько раз меньше того, что полагалось хотя бы по самому скромному прожиточному минимуму. Подавляющее большинство населения страны пребывало в полунищенском состоянии, всюду царил дефицит, постоянно не хватало продуктов и жилья. Даже мы, столичные дети (в Москве жизнь всегда была полегче, чем в провинции) из благополучных семей и особой школы не могли не сталкиваться с приметами безнадежно жалкой жизни. Например, в 30-е годы в Москве ютилось бесчисленное количество детей-беспризорников, они были жертвами двух войн, мировой и гражданской; постепенно они сами сошли на нет, потому что…выросли. Едва повзрослев, они попали в огонь Великой Отечественной войны, мало кто из них уцелел. Словно их, несколько миллионов, и вообще не было на свете.

Итак, к середине 30-х годов 25-я школа пришла к пику своего расцвета и своей славы. Все недавние трудности, бедность и перегрузка учениками, остались позади, в прошлом. В прекрасном трехэтажном здании (два его крыла имели по четыре этажа) разместилось около пятисот ребят десяти классов. В ней не было привычных для всех советских средних школ параллельных классов учеников-ровесников («А», «Б», «В», «Г» и т. д.). Занятия шли в одну смену, у каждого класса была одна своя собственная аудитория, не говоря уже о специальных аудиториях для занятия химией, физикой, ботаникой, трудом и т.п. Учились в одну смену. Кстати, о самом здании школы. Оно было построено в 1912 году специально для частной гимназии, так что в его качестве сомневаться не приходится. После 1917 года в этом здании разместился ветеринарный институт, а в 1925 году - школа. И в наше время, уже в 21-ом веке, там по-прежнему размещается средняя школа.

По дошедшим до наших дней свидетельствам, в том числе и по архивным документам, можно судить о том, как пошли дела в школе-лицее при ее внештатном завуче. В ней на каждого ученика расходовалось примерно в пять раз больше средств, чем это было положено во всех других школах. Мы пишем «примерно», потому что спонсоров и всевозможных помощников у лицея хватало, начиная с высокопоставленных родителей, которые посылали своих детей в 25-ю вслед за Сталиным. Достаточно упомянуть, что председателем школьного родительского комитета у нас была Полина Семеновна Жемчужина, жена Молотова, второго человека в стране после Сталина. Можно себе представить, какое влияние имел этот скромный общественный орган – родительский комитет школы № 25! Грозе теперь не требовалось обивать пороги чиновников, они сами были рады услужить ей. Причем это относилось не только к официальным властям, школе помогали, с ней дружили многие влиятельные и богатые организации и предприятия, в том числе различные научные и культурные учреждения, знатные люди страны. выдающиеся деятели литературы и искусства… Так, например, на скромной сцене в нашем физкультурном зале перед нами и учителями пели вместе два легендарных тенора Большого театра – Собинов и Лемешев. Никогда и нигде они вместе, на одной сцене одновременно не выступали! Мы, еще несмышленые школьники, не видели тогда в этом ничего особенного и воспринимали как должное. Думается, что такое регулярное общение с людьми весьма значительными не могло принести нам ничего, кроме большой пользы.
Tags: Папины мемуары, Сталинский лицей
Subscribe
promo nikolaeva may 1, 2019 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments