Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Categories:

Финская школа - недосягаемая мечта россиян

Нашей школе до финской - как от земли до неба!
Почему? - спросите вы. У нас же столько денег вбухивается в образование: интерактивные доски, компьютеризация даже сельских школ, камеры слежения на ЕГЭ! Учись - не хочу!

Вот и не хотят! Не хотят наши дети больше так учиться!

Потому что никому в мире давным-давно не нужны бездумно заученные формулы и цитаты из классики, палочная система приобщения ребёнка к миру знаний, убийственный частокол тестов, через который ни одна мысль и идея живыми не переползут.

Мы лишаем своих детей будущего сами, забывая о главном принципе обучения: учеба - это подготовка к самостоятельной успешной жизни. Нужны вам в жизни хороводы бесконечных выученных наизусть формул, километры вызубренных стихов, тонны заполненных тестов? То-то.

А вот "финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.
Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем".

Сегодня меня прибавила в друзья мама, ребёнок которой учится в финской школе (http://vikisne.livejournal.com/9055.html), и вот что она говорит о том, как устроен процесс обучения в Финляндии:

"В стране принята 10-балльная система оценок, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает (!). Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят".


Ничего, да? А вот наши школы за результаты ЕГЭ отвечают как на страшном суде. От этих надутых в разных местах результатов зависит их финансирование, рейтинг и ещё хрен знает что. Отсюда истерия вокруг тестов и абсолютное равнодушие к самому ребёнку. У нас не тест для ученика, а ученик для тестов. Тест - всему голова!

В финской школе дети "необязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут".


На диванчике, в носочках, удобной одежде! И надо же: учатся, слушаются, свежим воздухом дышат, а не торчат в душном классе, согнувшись в три погибели часами. Как маленький живой человек может вырасти здоровым в условиях скрюченной ежедневной неволи? Никак. А и нет у нас уже практически здоровых подростков. Школьная каторга отменяет здоровье.

Если бы только здоровье! А свободное время? Многие часы уходят не только на школу, но и на бесконечные домашние задания. Все сети полны стонами родителей маленьких мучеников:

"Опять до ночи делали математику. Сколько клеточек отступать от слова "задача"?! Вчера не так оформили, ребёнок получил "два", долго плакал!"

А в Финляндии практически не задают на дом!
"Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн".

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Вот так! Родители должны дружить с детьми, играть с ними, гулять, а не выполнять роль надсмотрщиков и гувернеров. Здесь родители даже к школе ничего покупать не должны:


"От родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный» - говорят всем.


И даже столь любимых в наших Палестинах понтов и бантов там нет:

"Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:
«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил..."



Финских детей берегут, никто не вызывает их к доске на допрос, никто не гремит над ухом:" Опять не выучил?!"

"Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно".


И с питанием в школах все хорошо:


"На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».


Много ещё всякого в записи этой мамы. Кстати, самой ей не все нравится, не все понятно:

"Что непонятно лично мне - так это система уравнивания детей. Это конечно прекрасно, что класс не делится на группы - "эти умнички, эти дебилы, эти лентяи" как в свое время было у меня в советской школе.  Все равны, и даже если ученик весь год учится плохо, на него не стявят никакие ярлыки. Если он завтра возьмется за ум, то все пойдет как нужно и ему не будут автоматом ставить тройки. Не знаю как на сегодняшний день обстоят дела в российских школах - но мне в свое время в старших классах ставили оценки по накатанной и не всегда заслуженно - то есть если я всегда была "хорошисткой" - то тройки в последний год мне не ставили вовсе, даже при полностью невыученных уроках. Работал имидж "хорошей ученицы".

Но мне, например, и это кажется очень правильным.


Спасибо этой маме за информацию.

И ещё раз повторю: финское образование признано лучшим в мире!

"Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами".

А как все просто: не издевайся над маленьким человеком, не истязай его, не грузи сверх меры. Так мало и так много! Счастливое финское детство.

А в качестве эпилога цитата:

"И сотворили Школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения — его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания — ему они даются в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей. И разрушилась Школа, которая была сотворена по наущению дьявола",
 
— «Преобразуем школу» (Transformons l'école, 1920)
Адольф Ферьер (Adolphe Ferrière; 1879–1960) — швейцарский педагог.



Tags: Школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дух чужого мужчины

    Есть, есть порох в пороховницах, а здоровый эрос в современных текстах. Не верите? Читайте Маргариту Симоньян. Но будьте осторожны, а то…

  • Палачи и жертвы

    Он — доцент известнейшего вуза. Она его ученица. У них многочисленные научные работы в соавторстве. Сейчас все СМИ сообщают о том, что Петербурге на…

  • В клочки порвали за клоачность

    Новости из клоаки! Ответишь за клоаку!!! От нас, клоакеров, респект и уважуха!!!". Слово "клоака" внезапно стало настолько популярным, что…

  • Территория любви

    Человек, похожий на человека, в форме, похожей на спецодежду, подошёл к другому человеку, сидящему на земле, и слегка попинал его ботинком. Не…

  • К обсуждению темы эвакуации детей из блокадного Ленинграда за деньги

    Я видела эту тему уже на самых разных площадках. Начинается она обычно так: «Детей блокадного Ленинграда эвакуировали за деньги родителей».…

  • Муляж свиньи

    Не, нормально, а? Дали ребеночку в школе задание принести фотографию на тему "Я, любимая книжка и мой маленький питомец". Сделали фотографию. Не…

  • "Веретено"

    Когда-то, много лет назад, мы с мужем случайно зашли в маленький магазинчик на Таганке. Забрели и замерли в изумлении: там проходил мини-показ…

  • "Я хочу, чтобы меня не забирала опека"

    Говорит шестилетний Денис и прячет лицо на плече двоюродной бабушки, единственного родного человека, который у него есть на этот момент. У…

  • Учитель пообещал отправить школьников в "газовые камеры"

    В классе начальной школы 28 детей, многие из них евреи по национальности. Учительница на уроке пообещала отправить в газовые камеры тех, кто не…

promo nikolaeva may 1, 00:41
Buy for 250 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 456 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →