Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Categories:

6. О БОРЦАХ И ЛЮДЯХ (Папины мемуары)

Незабвенный наш завуч А. Толстов утверждал, что знает по имени каждого ученика школы и знает, кого можно вот сейчас похвалить, а кого отчитать. Он писал: «Некоторые считают меня слишком добрым, я этого не отрицаю, я люблю наших учеников. Когда я устаю, когда падаю духом, я спешу в мой любимый класс. Я смотрю на жизнерадостных ребят и вижу их интеллигентные лица. Стоит мне немного с ними пообщаться, как я прихожу в себя, по-хорошему расслабляюсь и снова могу работать». По-моему, трогательное признание одного из столпов как дореволюционной, так и советской педагогики!

При воспоминании о широкой популярности и открытости нашего лицея я до сих пор не перестаю удивляться этому поразительному факту: такая демократичность и гласность имели место в стране жесточайшей сталинской диктатуры! Мало этого. Все усилия по улучшению системы школьного образования проходили под лозунгом так называемого социалистического соревнования, которое (по команде сверху!) охватило всю страну, причем не только в сфере народного просвещения. Все и каждый были просто обязаны соревноваться друг с другом во имя совершенно определенной цели – стать первым и получить за это переходящее Красное знамя. Такая победа приносила громкую славу и разного рода поощрения, вплоть до денежных. При этом все призывались равняться на победителей и добиваться таких же результатов или еще лучших (от шахтеров до школьников). Этим буквально всесоюзным делом руководили и занимались тысячи людей. Так, в очередном ежегодном туре такого соревнования было отобрано для дальнейшего рассмотрения 78 средних школ со всей страны. В результате победителем стал наш лицей.

Но сколько всяких страстей, чистых и корыстных, бурлило в такой всесоюзной соревновательной каше! С большим удивлением я обнаружил в 2006 году, что эта давняя традиция воскресла: газета «Известия» сообщила о десяти лучших средних школах Москвы и перечислила их (с первого по десятое место).

Народный комиссар просвещения А.Бубнов, не в первый раз восхваляя нашу школу, заявил в 1935 году: «Школа № 25 с честью выполняет великую задачу, поставленную перед ней партией и товарищем Сталиным,- обеспечивать социалистическое отечество образованными, культурными и активными борцами за коммунизм». В то же самое время наш завуч Толстов так определял задачу школы: «На знамени школы № 25 помещены слова великого вождя мирового пролетариата Иосифа Виссарионовича Сталина: «Мы должны прежде всего научиться ценить людей, человека». Руководство и коллектив нашей школы верны этому призыву, под этим знаменем мы добьемся новых свершений и успехов». Как мы видим, у наркома и завуча акценты расставлены по-разному. Это не случайно. Первый был ближе к власти и обязан был прежде всего выделять «борьбу за коммунизм», а не «ценить людей». Сталин (не на словах, а на деле) их, как известно, ни в грош не ставил, а вот Толстов решил использовать его демагогию по поводу человека всерьез, поймал на слове. Конечно, и в нашей школе, как и всюду в стране, весь процесс обучения строился таким образом, чтобы ни в коем случае не отходить от генерального курса партии (высшего закона для всех и каждого!), но все же в приведенных выше двух высказываниях, Бубнова и Толстова, заметна существенная разница. Гроза и Толстов пытались очеловечить процесс обучения и воспитания, творчески осуществлять его.
Tags: Папины мемуары, Сталинский лицей
Subscribe
promo nikolaeva may 1, 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments