Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Categories:

Крылатый эрос революции и проценты ума - воспоминания моего отца

Октябрьская революция провозгласила равенство женщин с мужчинами во всех сферах жизни.


С самого начала получилось так, что это торжественно провозглашенное равенство носило у нас (и носит до сих пор!) странный характер. В качестве корреспондента я побывал во многих странах, но нигде не видел, чтобы женщины в таком массовом масштабе, как у нас, занимались тяжким мужским (физическим) трудом. Не говоря уже об их традиционной двойной нагрузке (на работе и дома).



Зато сразу после революции им были обещаны грезы любви в неограниченном количестве (так же, как земля крестьянам, а средства производства рабочим).

Обещаны, в том числе, и от имени Александры Коллонтай, дворянки, дочери царского генерала, принадлежавшей к высшему придворному обществу и ставшей пламенной революционеркой. Известный народоволец В. Бурцев, глубокий знаток политической жизни России, назвал в 1917 году 12 ведущих большевиков. За Лениным, Троцким. Каменевым и Зиновьевым следовала по ранжиру Александра Коллонтай (кстати, Сталина среди этих двенадцати апостолов революции не было, он тогда до этого еще не дорос).

Она была умна, образована, хороша собой и обладала влюбчивой романтической натурой. Будучи прекрасным публицистом и оратором, она призывала к революции и в семье, в сфере интимных отношений между мужчинами и женщинами и воспитании подрастающего поколения. С уничтожением частной собственности, считала она, отпадет необходимость в семье как социальном институте, и эти интимные отношения выйдут за рамки моногамии. А воспитание детей возьмет на себя государство. Она писала в своей статье «Дорогу крылатому Эросу»:



«Бескрылый Эрос поглощает меньше чувств, он не родит бессонных ночей, не размягчает волю, не путает холодную работу ума. Классу борцов, когда неумолимо звучит колокол революции, нельзя попадать под власть крылатого Эроса. В те дни нецелесообразно было растрачивать душевные силы членов борющегося коллектива на побочные душевные переживания, непосредственно не служащие революции. .. Но теперь, когда революция в России одержала верх и укрепилась, когда атмосфера революционной схватки перестала поглощать человека целиком и без остатка, нежнокрылый Эрос снова начинает предъявлять свои права. Он хмурится на осмелевший бескрылый Эрос – инстинкт воспроизводства, не прикрашенный чарами любви. Многоструйная лира пестрокрылого божка любви покрывает одноструйный голос бескрылого Эроса».


Этот вольнолюбивый Эрос едва не залетел в нашу послереволюционную школу. Похоже, что призывы Коллонтай к разрушению семьи и всей системы воспитания детей напугали Ленина и его ближайших коллег. Они не захотели понять проповедницу всеобщей свободной любви. В результате совместное обучение в средних школах после Октября 1917 года состоялось без особых проблем. Я не припомню никаких экстраординарных случаев в связи с Эросом в нашем лицее, хотя его личный состав сегодня назвали бы «золотой молодежью». Нынче, в 21-ом веке, подростковые нравы стали уже совсем иными и давно забытая всеми Александра Коллонтай тут ни при чем.






ПРОЦЕНТЫ УМА
Когда мы были в младших классах, нас опекали еще так называемые педологи. Время от времени они вызывали нас по одному к себе в кабинет, каждая такая встреча продолжалась минут 15-20. Садился вызванный школьник за стол напротив тети в белом халате. Она давала ему две коробочки.

- Какая из них тяжелее? – спрашивала она. Школьник отвечал. Тетя продолжала:
- Я сейчас покажу тебе картинку, а ты постарайся запомнить, что на ней изображено, потом я ее уберу, а ты постарайся нарисовать такую же. Она показывала картинку, примерно такую: в окружность вписан квадрат, а в него – треугольник.
Такого рода тестов было немало, они сменяли друг друга в ходе непринужденной беседы. Тетя задавала вопросы, школьник, как мог, отвечал.
Короче говоря, это были тесты интеллектуального развития. На их основании выводился для каждого испытуемого так называемый «коэффициент интеллектуальности». Кстати, примерное представление о нем имеет каждый нормальный человек независимо от собственного уровня развития. Об этом говорит такой любопытный факт, приводимый в научной литературе. В глухой африканской деревне ученые опросили население: назовите своих самых умных односельчан. Потом те же ученые проверили жителей деревни по всем правилам науки, применив тесты интеллектуального развития. Выводы неграмотных жителей и ученых совпали!

Педологи проверяли нас в школе довольно регулярно и записывали результаты своих опросов в наши медицинские дела, у кого сколько, как мы говорили, «процентов ума». Чуть ниже ста или чуть выше было нормой. Чем ниже – тем хуже, чем выше – тем лучше. Колебание это шло в основном в пределах 80 – 120 процентов. Нам педологи, разумеется, не говорили о результатах своих исследований (не знаю, сообщали они об этом нашим родителям или нет).



Известно, что детскому любопытству предела нет. Как мы могли спокойно жить, не зная, у кого сколько ума? Выяснить для нас это было необходимо. Как-то ближе к вечеру, когда школа заметно опустела, три друга (и я в том числе) подошли к двери школьного медицинского кабинета, убедившись заранее, что там никого нет. Дверь, естественно, была заперта. Просунув в щель около замка длинную стамеску, отжимаем ее в сторону, язычок замка выходит из своего углубления, и дверь открывается. Прикрыв ее за собой, располагаемся в кабинете, забираемся в картотеку нашего класса и, затаив дыхание, начинаем ее изучать. Прежде всего интересуемся, конечно, процентами своего ума, потом наводим справки о своих одноклассниках.

Любопытство удовлетворено, но покидать кабинет мы не спешим, раз уж в него забрались. По ходу дела любопытство наше разгорается, читаем и другие записи в медицинских карточках. Кто, чем и когда болел, сколько лет родителям наших одноклассников… Стоп! А это что такое? Встречаем в карточках упоминания о каких-то абортах. Берем на заметку. Надо будет потом выяснить, что это такое. Но главное все же «проценты ума», их-то мы запомнили и довольные покидаем кабинет.

А вскоре в газетах появились статьи, из которых следовало, что педологи являются своего рода шарлатанами и к настоящей науке никакого отношения не имеют. Но мы хорошо запомнили, что проценты, раздаваемые ими нашим одноклассникам, соответствовали нашим собственным представлениям об их уровне развития. Кстати, в США подобная оценка интеллектуальных способностей является давно узаконенной и «проценты» эти пишутся в медицинском деле наряду с ростом, весом и т. п. Другой вопрос: насколько практически нужно выяснение этого «процента»?




Tags: Папины мемуары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Студенты МГУ — ректору

    Студенты Московского университета решили действовать сами. Студенческий совет МГУ передал ректору Виктору Садовничему письмо, в котором попросил от…

  • Лингвистическое

    Вот в этом месте слегка подзависла. Я ведь не ошибаюсь, это же изящная интерпретация известного выражения "бабы новых нарожают"? Смело. Откровенно.…

  • Грустно

    Всем привет! Я не пропала. Просто то, что сейчас происходит, трудно укладывать в буквы. Все сейчас трудно. На работу хожу как на войну: студенты…

  • Мышь

    Калебастра Пятнистая окончательно уматерила моего младшего ребёнка, то есть стала ему настоящей матерью. Она совершенно справедливо считает, что…

  • Когда муж с женой на волне одной

    Вот славно, а? Такую гармонию не срежиссируешь. Тут режиссёр сама жизнь. Охлобыстин и Охлобыстина. Галкин и Галкина. Чудесные и задорные.…

  • Нетаниягу: "В самом разгаре война..."

    "Были ли ошибки? Несомненно. Наше решение открыть банкетные залы было слишком поспешным. А может быть, и решение возобновить работу учебных…

  • А ты такой холодный...

    Смех да и только. Сегодня в салоне красоты видела такую крупную тетю, уже и коней давно всех тормознувшую и в избе изрядно подкоптившуюся. Кровь с…

  • Ковид-19 чёрными штрихами

    Руслан Меллин — врач в красной зоне. В свободное время он рисует то, что видел на дежурстве, это помогает ему. Он считает, что уже идёт вторая…

  • Натаскивание на ЕГЭ =неуспешные студенты

    Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, вице-президент Российского общества социологов Гарольд Зборовский в интервью изданию Znak:…

promo nikolaeva май 1, 2019 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments