Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Category:

Не дрожи в руке, зубило, бей сильнее, молоток!



Быть в одном лице хозяином, учителем, цензором и судьей – именно эти функции присвоила себе газета «Правда» в отношении советской литературы. Иначе и быть не могло!

Как орган ЦК партии, газета тем самым зеркально отражала суть единственной в стране реальной власти. ЦК партии руководил решительно всем: обороной страны, ее внутренней и внешней политикой, промышленностью, сельским хозяйством, наукой, образованием, пропагандой, искусством и т. д. Мало этого. ЦК партии предписывал советским гражданам не только, что и как им делать, но и о чем думать, что читать, к чему стремиться, как вообще жить в едином так называемом социалистическом общежитии. Каждым своим номером «Правда» продолжала писать бесконечную книгу непреложных правил жизни для советских граждан, как партийных, так и беспартийных, им всем предписывалось быть послушными и бессловесными подданными очередного и почти обожествленного лидера партии.



Руководство партии прямо объявляло, как и куда дальше двигать советскую литературу, объявляло всегда через «Правду». Эти указания газеты считались неукоснительным законом, обсуждению не подлежали, а ее оценки всегда являлись окончательным приговором, за которым следовали царские милости или неумолимое наказание, часто вплоть до тюрьмы и физического уничтожения попавших в опалу писателей.

История «Правды», тысячи и тысячи ее ежедневных выпусков, номер за номером, дают картину того, в каких условиях находилась советская литература. Такого верного источника, как «Правда», не заменят никакие исторические исследования. Снова и снова газета и здесь рассказывает о себе и о судьбе нашей литературы.
С самого начала существования «Правды» больше всего поражает удивительная серость, убожество ее литературного лица, поразительно низкий общий культурный уровень. Причем, не скажешь, что она уделяла мало внимания литературе. Так, например, за первые два года «Правда» опубликовала более тысячи рассказов, очерков, стихотворений, литературно-критических материалов. Но надо сразу отметить, что ни среди ее прозаиков, ни среди ее поэтов, ни среди ее критиков нет имен, вошедших в историю русской литературы. Как будто в те годы, в начале 20-го века, не писали и не издавались в России И.Бунин, А.Блок, А.Куприн, И.Шмелев, Саша Черный, Н.Гумилев, Л.Андреев, А.Аверченко, С.Есенин, А.Ахматова, М.Цветаева и многие другие прозаики и поэты, которые составляют гордость нашей литературы. А ведь они не отличались реакционными взглядами, наоборот!

Один только Горький пришелся по душе «Правде». Так, он отличился в ней своими выступлениями против Достоевского (в связи с постановкой на сцене Художественного театра в Москве «Бесов» и «Братьев Карамазовых»). Одобряя его позицию, газета писала, что в «Бесах» Достоевский с особой яростью и злобой ренегата клевещет на деятелей освободительного движения и оплёвывает их. В другом случае, в статье о «карамазовщине», газета отмечает: «Постановка «Братьев Карамазовых» на сцене Художественного театра нашла отклик Горького, выразившийся в протесте против этой постановки». Сам Горький в статье «О «карамазовщине» писал: «После «Братьев Карамазовых» Художественный театр инсценирует «Бесов» - произведение еще более садическое и болезненное». Писатель утверждал, что роман «Бесы» является «темным пятном злорадного человеконенавистничества на светлом фоне русской литературы».



Вот еще примеры, характеризующие уровень литературы в дореволюционной «Правде». Так, с самого начала ее ведущими поэтами стали Д.Бедный, А.Поморский, Я.Бердников, И.Садофьев, Ал. Гмырев, А.Самобытник-Маширов, М.Артамонов, А.Богданов-Волжский, И.Ерошин, М.Борецкая, Л.Котомка, А.Белозеров, Д.Одинцов, С.Кошкарев, П.Уральский, И.Воинов. Кто знает эти имена?! Кроме Д.Бедного, разумеется, с его весьма сомнительной известностью партийного графомана. А вот ведущие правдинские прозаики того же периода: А.Богданов, А.Колючий, Г.Шапиро, М.Ираши, Н.Топазов, П.Уральский…Кто они такие?
Правдинские специалисты по литературе особенно гордились тем, что якобы выдвигали таланты из народа. Вот конкретный пример из множества аналогичных. Газета публикует такие стихи:
Инженеру (имя рек)
Паром рыло обварило.
Жалко нам, ребята,
Что всего не окатило.
Пример классовой ненависти? Об этом прямо так и сообщает правдинский специалист по литературе Ф.Раскольников: «Это – ненависть к деспотическим управляющим, инженерам и т. д.» Сам Раскольников, бывший матрос, затем государственный и партийный деятель, с 1924 по 1930 год – руководитель ряда советских журналов и издательств. В другом номере газеты он приводит в своей статье такое стихотворение:
Мужик пахарь
Летом в поле на работе,
Сам себе хозяин;
Зимой дрыхнет без просыпу,
Ровно большой барин.
Комментирует эти строки Раскольников таким образом: «В противовес своей тяжелой жизни, своему изнурительному труду рабочие изображают беспечальное житие мелкобуржуазного крестьянства».
В мае 1913 года Раскольников отмечает в газете такие вирши:
Сегодня, товарищи, дружной волною,
На воздух весенний пойдемте, туда,
Где пташки поют нам свободные трели
Про могучую силу труда.
В столице, в деревне, в селе, городке,
На суше, на море, на тихой реке –
Везде и повсюду сегодняшний день
Зовет под свою благодатную сень.
Зовет он и манит рабочих людей,
Сюда, горемыки, сходитесь скорей!
Раскольников так комментирует эти стихи: «В «Правде» было помещено стихотворение, полное жизнерадостной бодрости. Из каждой строки этого стихотворения так и брызжет здоровье, непосредственное чувство, стихийное восприятие ликующей природы, весны. Автора а вместе с ним и читателя захватывает сознание грандиозной повсеместности первомайского праздника…» Нужны ли здесь какие-либо комментарии? Чего стоят одни «пташки», поющие «свободные трели про могучую силу труда»!

Другой известный правдист, К.Еремеев, тоже большой «специалист» по литературе, пишет в газете в 1914 году:
«Декаденты в своих произведениях отражают психологию умирающей буржуазии. Капиталистическое общество для них является вечным правопорядком с непоколебимыми устоями. Поэтому даже в грезах своих эти художники рисуют контуры лишь более прикрашенного, идеализированного буржуазного мира. По существу же все они всегда обосновывают сегодняшнюю грубо-животную жизнь буржуа, его половые-эротические похождения… В то время как буржуазный художник рисует войны, половую вакханалию, ужасы современности со смятенной душой – без негодования, пролетарский художник резко оттеняет свое негодование, возмущение…Поэты буржуазии любят останавливаться на деталях женского тела. Они опишут все: и губы, и груди, и голые женские колени. Но одного не увидят: женской души… У пролетарских поэтов мы видим иное. Они почти не говорят о теле и больше всего оттеняют свои душевные, юношески чистые переживания».
После этих косноязычных и убогих по смыслу рассуждений их автор приводит пример из «пролетарской поэзии», в котором, по его мнению, «светлое настроение отчетливо выражено с глубоким чувством и своеобразной энергией». Вот эта «лирика»:
Не дрожи в руке, зубило,
Бей сильнее молоток!
Сердце бурно полюбило,
В сердце новых сил поток!
Близок вечер, по заводам
Допевают гимн труда…
Я пойду к безмолвным водам
Монастырского пруда.

«Такова любовная лирика пролетария!» - восторженно восклицает пролетарский критик, ценитель поэзии.
С первых же своих номеров газета провозглашает борьбу против «буржуазного разврата» в прозе и поэзии, при этом она обнаруживает какой-то прямо-таки болезненный интерес к этой теме. Например, «Правда» вещает: «Почти все беллетристы, чтобы описать социал-демократию и пощекотать похоть читателей, рисовали в голом виде социал-демократок, непременно «членов комитета».

«Этот «очаровательный мир»,- пишет газета о буржуазной литературе,- при ближайшем наблюдении оказывается весьма скучным буржуазным уголком, где люди творили мелкие подлости и мелкий разврат… Таинственные мальчики, голые и полуголые девушки, борьба полов – вот темы декадентов. Александрийская, лесбийская любовь и многие другие виды половых извращений процветали в той идеальной «сказочной» стране, которую рисовали русские декаденты как сладостную легенду».

Создается впечатление, что правдинские ценители слова предназначали свои статьи не для рубрики «Литературная критика», а для хорошо известной сатирической газетной рубрики «Нарочно не придумаешь». Невольно напрашивается вопрос: если газета пишет на таком низком уровне о литературе, то как же она пишет о политике, философии, экономике?.. Да точно так же, на том же уровне! Но это уже другая тема.
После революции, в советские времена, уровень «Правды», с точки зрения элементарной грамотности и стилистики, немного повысился, но газета по-прежнему осталась не в ладах со здравым смыслом, отличаясь при этом какой-то патологической демагогией и вопиющей безвкусицей. Причем, эта, можно сказать, фирменная печать лежит не только на проходных, повседневных журналистских выступлениях, но и на писательской публицистике в газете. Вот один пример из бесчисленного множества. Очерк «Голосует народ», автор – Вс.Вишневский, драматург, один из самых почитаемых в редакции писателей. Это – публикация в номере от 22 декабря 1947 года (напомним, что 21 декабря – день рождения Сталина). Она посвящена очередным выборам в местные Советы депутатов трудящихся. Итак, несколько абзацев из этого «очерка»:
«Мы спрашиваем у председателя избирательного участка №9 Ольги Петровны Кабановой: кто пришел первым на участок и в каком часу?
-Первым пришел Захаров Яков Максимович. Пришел он в пять часов тридцать минут.
После маленькой паузы председатель добавляет:
-Не сегодня, 21 декабря, а вчера вечером, 20-го…
Мы видим 73-летнего гражданина, москвича, пенсионера. Рядом с ним его жена. Они терпеливо ждут, когда откроются двери в зал голосования.
Председатель пробовал ночью уговорить почтенную чету пойти домой отдохнуть: «За вами будет сохранена первая очередь, товарищ Захаров, гарантируем, а вы поспите». Старик посмотрел, покачал головой и сказал: «Беспокоитесь, что не спавши будем?.. А товарищ Сталин из-за нас сколько ночей не спал? Нет, я уж тут подожду с супругой…» И они оба терпеливо ждали двенадцать с половиной часов.
Ровно шесть утра. Председатель, приветствуя первых избирателей, открывает доступ в зал. Быстро идет отметка избирателей, выдача бюллетеней… Люди внимательно читают бюллетень, в котором стоит имя Иосифа Виссарионовича Сталина.
Итак, первым по праву подходит к избирательной урне 73-летний Захаров. За ним его жена. Волнуясь, старик глядит на сограждан:
-Я голосую за товарища Сталина. Зову и вас… И благодарю комиссию за заботу и обслуживание.
Полночь. Мы снова на участках. Председатель участка №9 сообщает:
-За товарища Сталина подано все 100 процентов бюллетеней.
На участке №24 подсчет продолжается. Во втором часу ночи сообщен результат:
-За товарища Сталина 2.122 бюллетеня – все 100 процентов.
В школе на участке №8 такое же сообщение: все 100 процентов голосов…
Народ сказал свое слово…»
Текст такого качества занимает почти половину газетной полосы! На кого он рассчитан? На каких дебилов?! Похоже, что именно таким и видели свой народ с трибуны Мавзолея Сталин и его соратники. Или хотели видеть таким? А уж «Правда» старалась им угодить…




Tags: Папины мемуары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как бомж Федя кредит в Сбербанке получал

    Федя, привольно бомжующий на комфортных улицах Москвы, в декабре, в преддверии нового 2020 года, крепко так запил. Практически до синих чертей.…

  • Ее он не любил, но... появлялись дети

    Я пишу этот текст не для того, чтобы, презрительно прищурясь, пристально посмотреть на человека, который, сказав тысячи слов о благе многодетности и…

  • Что-то здесь не так...

    Пособие по русскому языку. Напечатало его уважаемое издательство "Просвещение". Пособие рекомендовано ученикам старших классов. В нем разбираются…

  • Встреча с умершей дочкой

    Я не знаю, что сказать об этом. Но не могу одна обдумывать то, что произошло: у нас скоро появится шанс встретиться с теми, кто... уже умер. Здесь…

  • Да, котята, полная ...

    Девушку госпитализировали с подозрением на коронавирус. Недавно она была в Китае. Ну, бывает. А теперь смотрите, что с ней делают наши медики, и…

  • Госуслуги — нам не слуги

    Два подряд обращения на этот благословенный сайт убедили меня в его откровенной зловредности. Ну, может, это мне так не повезло, а к вам Госуслуги…

  • Эксперименты над детьми в СССР

    Прислали вот это видео, сопроводив его всякими "да, советские люди умели жертвовать собой", "пионеры готовы были отдать все", "учителя тогда…

  • Ухань. Репортаж из больницы

    Спорим, что каждый из нас хоть раз, но уже поучаствовал в обсуждении горячей темы коронавируса? Я всегда предпочитаю информацию непосредственно с…

  • Комиссия по этике: расстрелять!

    Все чаще слышу странноватое словосочетание "комиссия по этике". Слово "этика" хорошее, "Комиссия" — похуже. А все вместе теперь является неким…

promo nikolaeva may 1, 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments