
В 1966 году моя поездка по Пакистану совпала с большим событием: наши
геологи нашли неподалеку от Карачи огромные запасы газа. Для города с населением в шесть миллионов и, разумеется, для всей страны это был неоценимый подарок. Я был приглашен на торжества по такому случаю.
На фоне густой синевы вечернего неба с оглушительным ревом горели три гигантских факела, пламя вырывалось из трех широченных и высоких труб, выросших из-под земли. Словно несколько могучих воздушных лайнеров одновременно взревели своими турбинами. Метрах в ста от багряно-оранжевого зарева были накрыты столы для торжественного банкета. Было что праздновать!
Я спросил у нашего главного специалиста, руководившего геологами, что теперь будут делать дальше. Он ответил: «Вот сегодня здесь отгуляем, а завтра утром забьем трубы заглушками, зальем это место водой и уйдем отсюда».
-А кто же будет строить трубопровод, газоперерабатывающее производство и все прочее?..
-Не знаю. Сами пакистанцы, конечно, этого не осилят, пригласят каких-нибудь иностранцев, те за наш счет и наживутся здесь. Расходы на строительство быстро окупятся, богатство мы им нашли огромное.
-Но почему же не мы продолжим это дело?
-Спросите об этом в Москве.
Вот я и решил спросить в Москве. Обратился с письмом в ЦК партии, отпечатал его на служебном бланке журнала. Рассказал, что не раз во время своих зарубежных поездок был свидетелем таких же непонятных мне ситуаций.
Месяца два мне не отвечали, я уже собирался повторить свой запрос, но неожиданно встретил своего знакомого по работе в Антифашистском комитете советской молодежи (об это организации я выше уже упоминал). Он к этому времени стал сотрудником международного отдела ЦК партии и при нашей неожиданной встрече радостно объявил мне:
-Хорошее письмо ты нам написал!
-Так это оно у тебя на столе завалялось?
-У меня, я собирался позвонить тебе.
-А что ты можешь сказать по сути дела?
-Ты отчасти прав, но наша политика пролетарского интернационализма предполагает братскую помощь...
-На всех братьев нас не хватит.
-Ты по-обывательски рассуждаешь. Такова наша официальная политика, нам важнее не сиюминутные выгоды...
Да, эту стену никому у нас пробить было не под силу.
Пресловутая братская экономическая помощь не только разоряла нашу страну, но и не приносила ожидаемого от нее эффекта. Она так и не поспособствовала кремлевским мечтателям в осуществлении мировой революции. Не приобрели мы и морального капитала. С годами даже официальная, чисто формальная благодарность тех, кого мы облагодетельствовали, сходила, как правило, на нет, перерождалась в неприязнь и даже вражду (Китай, Египет и др.).
Как же трудно мы всегда жили и продолжаем так жить, я имею в виду большинство населения. Даже в тех нелегких условиях, в какие попадали за рубежом наши специалисты, они все равно чувствовали себя лучше, сытнее, свободнее, чем у себя дома, на родине. Горько вспоминать обо всем этом. Сколько же мы всего понастроили повсюду! И что с этого получили? Где просто шиш, а где еще и по морде.
Journal information