Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Category:

Пусть меня научат...



Ну, что? Втянулись уже в школьную жизнь? Перед началом учебного года шла в сетях родительская горестная перекличка: ой, как скоро! кончилась свобода! опять в школу!

Правда, встречались и рассказы родителей об учителях. Вот такие, например:



Все мы по собственному школьному опыту помним, что самые любимые учителя - это те, которые могут связать непонятные параграфы учебника с самой жизнью.

И я больше всего запомнила из школьных будней прогулки по парку с биологичкой, опыты на химии, вставшие дыбом от эбонитовой палочки волосы одноклассницы, пирожки, которые мы пекли на уроках труда.

Когда дети интересуются предметом, в большей степени это – заслуга учителя, который нашел точки соприкосновения знаний с реальной жизнью и продемонстрировал все это ученикам.

Однако речь сейчас не о талантливых учителях. Речь об общем кризисе образовательной системы в России, когда знаний в самых разных областях детям предлагается даже слишком много. Но здесь возникают вопросы: а нужны ли именно эти знания в их немалом объеме и как на практике можно их применить? Не слишком ли оторваны они от практической жизни, а значит, и от усвоения? Ведь уяснить «голую» теорию, не понимая, как она воплощается в натуре, очень сложно, далеко не все обладают абстрактным мышлением. Поэтому детям так трудно бывает вспомнить и воспроизвести информацию, вызубренную назубок совсем недавно – память редко хранит то, чем не может воспользоваться.

Моя приятельница с увлечением рассказывала, как заиграла разными красками ее школьная жизнь, когда из обычной московской школы она перешла в старших классах в частную. Там делался мощный акцент на использовании полученных знаний и умений на практике. Например, одним из домашних заданий по французскому языку было испечь дома печенье и рассказать всему классу на французском, как именно оно приготовлено. На уроки английского для бесед с учениками приглашали носителей языка – и дети осваивали межкультурную коммуникацию. А учительница по русскому и литературе вела также театральный кружок, где ставили одно из произведений, которое проходили в учебном году.

Почти каждый предмет в школе можно обыграть таким образом, чтобы дети могли понять, в каких жизненных ситуациях пригодится то или иное знание.

Почему бы решение математических задач и примеров не перемежать разъяснением прикладных аспектов этой науки (ведь где только не используются математические методы!)?Почему бы учителю английского языка не дать детям задание завести друга по переписке из англоговорящей страны (благо, Интернет дает такую возможность)? Почему бы учителю истории не пойти с учениками в исторический музей, чтобы дети своими глазами увидели хоть частичку быта изучаемой эпохи?

Естественный интерес к компьютерам и Интернету заставляет современных школьников относиться с гораздо большим вниманием, чем это было десять-пятнадцать лет назад, к информатике. Дочь моих друзей с упоением демонстрировала мне веселого передвигающегося влево-вправо крабика, запрограммированного ею в качестве домашнего задания по этому предмету. И было очевидно, что интерес ее к информационным технологиям был еще больше подогрет этой маленькой победой. Она увидела вполне осязаемое воплощение своего труда – не просто ряд символов на листе.

Надо отметить, что информатика, на которой школьников учат работе в офисных программах, Интернете, графических редакторах, презентации и прочему, уже по количеству получаемых детьми навыков перегнала «классические» предметы. Очевидно, что другим предметам тоже стоит «подтянуться» и предложить школьникам такую модель подачи информации, которая включала бы в себя практическую работу и отработку полученных умений на практике.

Назрела необходимость изменений и в части объема знаний, предлагаемых ученикам. Очень часто уже в начальной или средней школе можно определить сильные и слабые стороны ребенка, и в дальнейшем сделать акцент на том, что получается у него лучше. Специализированные школы - языковые, математические, с биологическим уклоном – в лучшей степени решают задачу профориентации ребенка, работая на ту специализацию, которую он для себя выбрал. Ну, или которую выбрали его родители. Фокус на одном из направлений и всестороннее его изучение приближают школьников к будущей профессии, позволяют в полной мере прочувствовать всю глубину знания и применить его на практике.

В провинциальных школах, к сожалению, негде развернуться – 1-5 школ на населенный пункт не могут обеспечить всех потребностей в углубленном изучении тех или иных предметов. Не так разнообразен и перечень кружков и секций. В Москве же недостатка в них нет, и дети могут почерпнуть необходимые знания и навыки в самых разных областях.

Определяясь со специализацией, стоит задуматься о дополнительных знаниях и навыках, которые пока не слишком широко преподаются в школе, но, вполне вероятно, станут основой будущей профессии ребенка и будут востребованы через 10-15 лет.

Совершенно ясно, что спрос на специалистов в области IT с годами только усилится, а школы в России пока не слишком успевают за переменами. Исключение здесь составляют московские школы. В то время как Минобрнауки еще только разрабатывает концепцию предмета «Технология», программа которого должна включать в том числе изучение информационных технологий и навыки работы с 3D-принтерами, московские школьники уже изучают данный предмет, который направлен на переход учащегося от общего, теоретического образования к миру профессий, к выбору своего места в жизни.

Создание мобильных приложений, робототехника, графический дизайн – в Москве детей учат и этому на дополнительных занятиях по информатике и программированию, кружках при школах,. Недостатка интереса у ребят не наблюдается, ведь изучаемые знания и навыки так тесно переплетаются с современной жизнью. Сын приятельницы, увлеченный программированием мальчик, этим летом получил сертификат о прохождении программы дополнительного образования для старшеклассников в IT-школе.

По окончании программы он защитил проект – собственное мобильное приложение на базе Android. Вместе с «коллегой» они создали приложение, которое напоминает принять лекарство вовремя.



Школа даёт много знаний, а навыки рождаются тогда, когда учитель показывает, как их можно применить полученные знания на практике. Тогда и появляется мотивация, тогда хочется учиться.
Tags: Школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Студенты МГУ — ректору

    Студенты Московского университета решили действовать сами. Студенческий совет МГУ передал ректору Виктору Садовничему письмо, в котором попросил от…

  • Лингвистическое

    Вот в этом месте слегка подзависла. Я ведь не ошибаюсь, это же изящная интерпретация известного выражения "бабы новых нарожают"? Смело. Откровенно.…

  • Грустно

    Всем привет! Я не пропала. Просто то, что сейчас происходит, трудно укладывать в буквы. Все сейчас трудно. На работу хожу как на войну: студенты…

  • Мышь

    Калебастра Пятнистая окончательно уматерила моего младшего ребёнка, то есть стала ему настоящей матерью. Она совершенно справедливо считает, что…

  • Когда муж с женой на волне одной

    Вот славно, а? Такую гармонию не срежиссируешь. Тут режиссёр сама жизнь. Охлобыстин и Охлобыстина. Галкин и Галкина. Чудесные и задорные.…

  • Нетаниягу: "В самом разгаре война..."

    "Были ли ошибки? Несомненно. Наше решение открыть банкетные залы было слишком поспешным. А может быть, и решение возобновить работу учебных…

  • А ты такой холодный...

    Смех да и только. Сегодня в салоне красоты видела такую крупную тетю, уже и коней давно всех тормознувшую и в избе изрядно подкоптившуюся. Кровь с…

  • Ковид-19 чёрными штрихами

    Руслан Меллин — врач в красной зоне. В свободное время он рисует то, что видел на дежурстве, это помогает ему. Он считает, что уже идёт вторая…

  • Натаскивание на ЕГЭ =неуспешные студенты

    Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, вице-президент Российского общества социологов Гарольд Зборовский в интервью изданию Znak:…

promo nikolaeva may 1, 2019 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments