Начиная с момента гибели декабристов, смертная казнь в царской России уже не отменялась, она была подтверждена уложениями 1845 и 1904 годов. С 1825 года по 1905 (80 лет) было казнено 894 человека, в среднем по 11 человек в год.
Не так уж и много?
Но при Елизавете и Павле не казнили вовсе ни одного человека, при Александре Первом смертная казнь существовала только для военных.
Да что там говорить! На Руси всегда очень неоднозначно относились к такой кардинальной мере наказания, как убийство преступника. Летопись 996 года рассказывает нам, что князь Владимир, живя в страхе Божьем, не казнил разбойников, а брал виру (пеню). Когда же Русь крестилась, наступило время Византийского законодательства, где смертная казнь присутствовала. Но недолго длится этот период, старцы советуют Владимиру вновь заменить казнь вирами, и он охотно делает это.
То есть мы видим, что смертная казнь в нашем Отечестве является всегда деянием, нарушающим течение жизни, вызывающим волнение как в народе, так и в правителях.
Супруга Николая I, Александра Федоровна, сделала запись в дневнике в день казни декабристов: «Что это была за ночь! Мне все время мерещились мертвецы... В 7 часов Николая разбудили. Двумя письмами Кутузов и Дибич доносили, что все прошло без каких-либо беспорядков... Мой бедный Николай так много перестрадал за эти дни!»
И совершенно тогда непонятно, почему одномоментно меняется отношение к смертной казни после известных событий 17 года?
Впрочем, Временное правительство сначала отменило смертную казнь вовсе, однако уже в июле 17 года возвратило её для действующей армии. Это была крайне непопулярная мера, большевики сразу потребовали свержения Временного правительства под лозунгом:"Долой смертную казнь, восстановленную Керенским!"
И как тогда понимать, что уже с 18 года Россия вошла в новую эру, эру массовых казней?
Большевик Лацис в своём труде "Два года борьбы" (1920, ГИЗ, Москва) утверждает, что по двадцати центральным российским губерниями России за 16 месяцев (июнь 18 - октябрь 19) было расстреляно более 16 тысяч человек, то есть тысяча в месяц. И это было только самое начало. А ведь были ещё и казни без суда и следствия, счёт шёл тоже на тысячи, причём казни эти становились все более прихотливыми. На баржи сгонялись люди, и эти баржи топили в Финском заливе, в Черном море, Каспийском море...
Никакая логика истории, никакие теории не могут всего этого и того, что последовало дальше, объяснить.
Сейчас мы далеко отстоим от тех жадных до крови времён, но тема смертной казни нет-нет да возникает как тема публичной дискуссии, особенно если речь идёт об особо жестоком и циничном преступлении.
А вам как кажется, нужна ли стране смертная казнь?
Смертная казнь

Journal information