Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

УЧИТЕЛЬНИЦА

​Олд Бридж – городок в штате Нью-Джерси. Такие населенные пункты сами американцы метко называют «спальным городом». Потому что взрослое, жизнедеятельное население не имеет там возможности для службы или бизнеса и вынуждено с утра отправляться на работу в ближайшие деловые центры. Таких городков в стране тысячи. В Олд Бридже есть местная средняя школа. Для такого городка она сравнительно велика – две тысячи учащихся. По американским понятиям она является самой обыкновенной, государственной (в стране много и частных школ).
Точнее ее можно считать средней школой второй ступени, поскольку в ней учатся ребята 9 – 12 классов (среднее образование в США означает не 10, а 12 лет учебы).

​Итак, обязательные знания для всех в США получают в первых восьми классах. А вот в 9 – 12 классах многие предметы не являются обязательными, каждый ученик волен выбирать себе предметы с учетом своих способностей, наклонностей и планов на будущее. По-моему, это более подходящая система обучения, нежели наша десятилетка с обязательным для всех набором предметов.

Я точно помню, что в шестом-седьмом классе в мои школьные годы было ясно, кого из нас тянет в гуманитарные науки, а кого – в технические. И дальнейшая жизнь подтвердила это разделение. Тем не менее, будущие гуманитарии должны были учить в полном школьном объеме математику, физику, химию и т.п. науки, то есть получать знания, которые им в дальнейшем никогда не требовались. Такая же история получалась и со школьниками, которых больше увлекали технические науки.

​В этой школе в Олд Бридже не все предметы являются обязательными, каждый ученик вправе выбирать их с учетом своих планов на будущее. Например, можно записаться на курс лекций и практических работ по автоделу, домоводству, компьютерному программированию, зубоврачебной практике, кулинарии, живописи и скульптуре, истории, литературе, искусству и т.п. Для удовлетворения таких наклонностей в школе есть: свой автопарк и мастерские; школьные ясли и детский сад, куда живущие поблизости родители приводят своих малышей; все условия для занятий с компьютерами; помещения с современными кухнями; художественная студия и т.п. Есть и два больших спортивных зала – один для мальчиков, другой для девочек.

​В школе помимо прочих предметов преподают также иностранные языки: французский, немецкий, итальянский, испанский. Тоже по выбору самих учащихся. Недавно начали изучать и русский язык. Была найдена учительница – Саша Весслер. Когда она начала свои занятия в школе, ей не было еще и тридцати, но это обстоятельство совсем не означало отсутствие опыта. Не имея никаких связей с нашей страной, она со школьной скамьи полюбила русскую литературу (вначале, разумеется, в переводах на английский) и решила изучать наш язык. Даже свое подлинное имя Сандра она переделала на Сашу, теперь ее все так и зовут. Она рассказывает о себе:

​«Что касается моего происхождения, то во мне много разных кровей, есть даже немного от американских индейцев, но русской нет. Когда в школе учила латынь, то решила еще изучать и русский язык. Нашла школу, где преподавали русский, и перевелась туда. После ее окончания преподаватель посоветовал мне наняться гидом на одну из американских выставок в Москве. После окончания специальных языковых курсов в Вашингтоне выехала в Россию с выставкой средств связи и провела тогда там полгода. Сначала, конечно, было нелегко переводить, но постепенно все пошло на лад. Затем я снова приезжала с выставкой, посвященной американской архитектуре. И в дальнейшем мне очень повезло: в течение нескольких месяцев я смогла поработать преподавателем в специальной английской школе в Москве. Я была в восторге от дружного коллектива учителей, с которыми работала, все они превосходные специалисты. Именно в этой школе я окончательно решила стать преподавателем и затем ни разу об этом не пожалела.

​Могу свидетельствовать, что Саша Весслер сделала правильный выбор. В Олд Бридже я присутствовал на пяти ее уроках, видел, как она занимается с ребятами, изучавшими наш язык и в первый год, и в течение нескольких лет. У Саши тогда было около ста учеников! В этом, конечно, большая ее заслуга. Она не только хорошо знает русский язык, она любит его и умеет привить эту любовь своим ученикам. Может быть, с точки зрения педагогической науки, на ее уроках не все идет так, как положено, но зато ребята не скучают, даже постигая сложные правила русской грамматики. В ее классе все без исключения постоянно вовлечены в живой и, более того, остроумный диалог со своей учительницей, разумеется, на русском языке.
​-Где вы обычно отдыхаете? – задается классу очередной вопрос.
​Тут же тянется лес рук, каждый готов ответить. Саша обращается к одному парню, тот отвечает:
​-Я обычно отдыхаю на уроках.
​Смех всего класса.
​-Надеюсь, не на уроках русского языка? – продолжает диалог учительница.
​Другие ее вопросы:
​-Кто из вас курит? Хорошо это или плохо? Курите ли вы, когда идете по улице? Прилично ли это?
​Еще типично американские вопросы:
​-Какой марки и какого цвета ваша машина? А какая у меня машина?
​В ответ на последний вопрос одна школьница отвечает:
​-Плохая.
​Снова смех. Машина у Саши действительно старенькая.
​-Опишите, как я хожу сейчас перед вами,- просит Саша, вышагивая перед классом, как солдат на параде, громко стуча каблуками.
​И тут же быстрый ответ одного из ее учеников:
​-Как слон!

​Говорить по-русски американскому школьнику нелегко, шутить еще труднее, но они обладают счастливой возможностью – под руководством своей учительницы осваивают чужой язык как бы играючи. И это, думаю, самый верный метод, когда имеешь дело с юной аудиторией.
​На уроке с ребятами, изучающими русский язык третий год, Саша вдруг устраивает небольшой перерыв – все пьют кофе с булочками. Это ее самая способная группа. Не совсем обычно выглядит и сама аудитория, в которой проходят занятия. Во всю стену нарисован Московский Кремль. Под ним по-русски выведено: «Пусть всегда будет солнце!» Рядом по-русски написаны наши пословицы, цитаты из стихотворений Маршака и Чуковского. Их ребята знают наизусть. Саша говорит, что такие хрестоматийные, кристально чистые стихотворные строки очень помогают в учебе. Но самый главный секрет успеха у нее в том, что классными занятиями и домашними уроками дело не ограничивается, русский язык становится для ее учеников частью их жизни. В школе создан Русский клуб, есть в нем свой президент, казначей, секретарь и десятки членов, есть у него и свой печатный орган – журнал «Ежик» со своим главным редактором и редколлегией. Есть в школе русский хор, его репертуар весьма обширен: «На закате ходит парень…», «Вниз по матушке по Волге…», «Во поле березонька стояла…», «Ехали цыгане…».

​Успех русского хора дал толчок другому начинанию: ребята своими силами сделали несколько телевизионных программ на русском языке, отрывки из них показывали даже по нью-йоркскому телевидению. Я видел эти программы: шуточные сценки, клоунады, русские танцы и песни. И все, от начала до конца, от русских народных костюмов до самих телесъемок, сделано школьниками. Ими же написана песня о Москве, открывающая каждую программу.

​Велико было желание ребят, изучающих русский язык, поехать в нашу страну. Но где взять столько денег? И вот девочки урывают часы для работы официантками в ресторане, мальчики – в гаражах. Сотни часов отсидели они с малышами в роли нянь, тоже за плату, разумеется. Много раз с раннего утра отправлялись на местный базар и несли на продажу всякое старье, которое уже не нужно дома. Так и складывался фонд на поездку. Захваченные энтузиазмом своих детей кое-что добавили им и родители. В результате всех этих усилий большая группа учеников Саши прилетела к нам и за две недели побывала в Москве и Петербурге. В своем журнале «Ежик» участники поездки так заканчивают свой рассказ о ней:
​«Сборы домой мы начали с того, что пытались втиснуть в свой багаж все подарки и сувениры. Вскарабкавшись по трапу в самолет, мы качались от усталости и постоянного недосыпания. Но хотя мы совсем обессилели физически, торжеству нашему не было предела, мы были переполнены чудесными воспоминаниями об этом замечательном путешествии».

​Мне понравилось, как ведется дело в обычной американской школе в Олд Бридже. Понравилось, что обыкновенная учительница прочно стоит на своих ногах, потому что получает от общества вполне достойное вознаграждение за свой труд, ей не приходится беспокоиться о хлебе насущном и крыше над головой. Кстати, квартира Саши поистине огромна по нашим меркам, поскольку в США жилую площадь считают не на квадратные метры, а на количество спальных комнат в квартире или же собственном доме. Любопытно, что обычно самую большую площадь в жилом помещении занимает кухня со всеми необходимыми устройствами для хранения продуктов, приготовления и приема пищи в самых комфортабельных условиях.
​Через несколько лет после моего пребывания в Олд Бридже я познакомился с еще одним типичным представителем американской системы образования. Это произошло на юге страны, в городе Нэшвилл, штат Теннесси. На этот раз я повстречался с пенсионером Чарли Таркингтоном, который ушел на заслуженный отдых с поста директора местной средней школы, он мне, разумеется, ее показал, и она оказалась нисколько не хуже той, где учительствует Саша Весслер. Мое пребывание в Нэшвилле сложилось таким образом, что я в течение двух недель был гостем в доме Чарли, с которым мы, можно сказать, подружились, он даже стал обучать меня игре в гольф, требующей многочасового общения.
​Пенсионер Чарли проживал в своем собственном двухэтажном каменном доме, за который он уже давно выплатил все, что в Америке положено. Там же с ним проживала его взрослая дочь, другая дочь обитала отдельно от них. Так что я их своим присутствием нисколько не стеснял, наоборот, в провинциальной привычной тишине они были рады своему такому экзотическому (с их точки зрения) гостю. Кстати, я, поездив по Америке почти полвека, давно убедился, что в доброжелательстве американцев большую роль играет тот факт, что они не стеснены квадратными метрами жилой площади, у них всегда есть условия без всяких дополнительных хлопот принять своего гостя, предоставить ему крышу над головой. А ведь наш народ не менее любознателен и дружелюбен, у нас любой всегда рад расстараться и принять чужестранца, но вот приютить его по-человечески хотя бы на время у нас мало кому доступно.
​Итак, скажите у нас учителю, даже директору школы, что он при своих официальных доходах будет проживать на пенсии в своем двухэтажном каменном доме в очень комфортных условиях. Засмеют вас.
​Учитель в США – уважаемый и обеспеченный член общества, человек с высоко развитым чувством ответственности и собственного достоинства. Я глубоко убежден, что именно с его труда начинается могущество Америки. Сегодня оно прежде всего выражается, например, в том, что среди Нобелевских лауреатов подавляющее большинство составляют американцы. И каждого из них начинает учить его школьный учитель. Несомненно, что секретом успешной деятельности преподавателя является его же благосостояние, уверенность в завтрашнем дне.

​Жалкое положение учителя в нашей стране в 21-ом веке никак не сравнишь с жизнью и работой его американских коллег. Небо и земля! А ведь было время и в России, когда учитель являлся одним из самых уважаемых членов общества. Вспомним, например, отца Ленина, Илью Николаевича Ульянова. Он был преподавателем математики и физики, затем – инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии (по-нашему – начальником облоно). На свою зарплату он обеспечивал безбедную жизнь семье из девяти человек, а после смерти кормильца семья жила на его пенсию. Можно вспомнить и о преподавателе гимназии К.Циолковском. На свое жалование он смог выстроить двухэтажный дом и содержать большую семью, причем платил сам за издание своих трудов по космонавтике. Учитель, преподававший географию гимназисту К.Паустовскому (ставшему известным писателем), превратил свою большую квартиру в первоклассный географический музей.

​Основатель советского государства Ленин, конечно, прекрасно знал о положении учителя до революции и после нее. Вот что он по этому поводу провозглашал уже при советской власти:
​«Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это истина, не требующая доказательств. К этому положению мы должны идти систематически неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное – над поднятием его материального положения».
​Какой же это все-таки был демагог! Хотя, правда, косноязычный…
Tags: Папины мемуары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Бывшая жена Пескова кардинально изменила внешность

    Брошенная жена никогда не согласится, что она брошенная. Именно поэтому почти все разводы в нашей стране происходят по инициативе женщин. Но это не…

  • С точки зрения свекрови

    Чувствую себя настоящей свекровью. Впервые, несмотря на наличие двух сыновей. Но такие сильные чувства вызвал у меня именно влюблённый рыжий принц и…

  • Нападение на храм

    Настоятель храма в Грозном рассказал о нападении боевиков: - Было три часа дня, уже час как шла служба, и начиналась последняя часть богослужения,…

  • Нет больше с нами Репы Патиссоновны

    Убираю тег "Репа Патиссоновна". Потому что Репы Патиссоновны больше нет с нами :( Впрочем, особо убиваться тоже нет причины. С самого начала…

  • Нет денег - умри!

    Есть миф о бесплатном образовании, тогда как родители на самом деле должны в разных формах оплачивать многое. И даже ЕГЭ! Я сейчас не о взятках…

  • "Приезжайте в морг - опознавать тело дочери "

    «Красноярск. Познакомлюсь с мужчиной от 22 до 55 лет для любовных утех, час – 2 500 рублей, встреча вечером после 17.00. Цена достойная, работаю…

promo nikolaeva ноябрь 1, 00:41
Buy for 350 tokens
Что касается промо-блока: Исключено размещение постов политического и националистического толка, антирелигиозных текстов, порнографии, а также любых постов, носящих оскорбительный характер. Для рекламодателей почта nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments