Задумалась. А я никогда до этого момента не вспоминала о своих первых заработках, хотя они были очень немалые и достались мне весьма необычным образом.
Конечно, самые-самые первые деньги - это стипендия. В те времена обычная стипендия была 45 рублей, повышенная 55, а Ленинская - 120! И я ее тоже получала!!! Напомню, что зарплата молодого специалиста нередко была в те былинные времена от 80 рублей до 120.
Но все же степуха - это не совсем зарплата.
А вот первые приличные заработанные деньги я получила на практике после второго курса.
Я со своими подружками - Леночкой и Наташей - приехала работать в газету "Советская Эстония". Блистательная Леночка отправилась в отдел культуры освещать гламурную жизнь портового города, ответственная Наташа - в отдел сельского хозяйства, а болтливая я - в отдел новостей.
Перво-наперво я вцепилась в тему детской токсикомании: тогда как раз впервые заговорили об этом. Две недели я таскалась по таллинским дворам, встречалась с разными сомнительными личностями, выспрашивала участковых, сидела в кафе с несчастными родителями маленьких любителей быстрого кайфа, бегала в школы, заходила на подростковые дискотеки. Материал, страшный материал в подробностях, был готов.
Главный редактор читал его при мне, крякал, краснел, снимал очки, в конце концов выдвинул ящик своего письменного стола и совершил ритуал неторжественного погребения выстраданной статьи. Все было понятно. Но добрый редактор пояснил для меня как для особо альтернативно одарённой: "Невозможно! Скандал будет на весь город! Как проглядели такое?!" Шёл 1986 год.
И я поняла, что мне конец: практики осталось две недели, а у меня ни одного опубликованного материала.
И тут я стала хвататься за все городские новости.
Таллинский зоопарк празднует годовщину! Отлично. Бегу туда, со мной рядом смешной и очень большой фотограф Аркаша Баранов (интересно, что с ним сейчас, остался ли он в Таллине?). Любезный директор зоопарка - молодая и смешливая девчушка - предлагает нам войти в клетки к слону и гиенам, чтобы сделать фотографии получше. Аркаша жалобно гудит о том, что жизнь ему слишком дорога и упирается изо всех сил. Даже в клетку к козам не вошёл!
Отплывает к дальним берегам корабль? Я - в каюте капитана, который мучительно кривится: всю ночь были проводы, а тут приставучая студентка-стажерка.
Новый кинотеатр, в котором можно сидеть за столиками и заказывать еду, не отрываясь от просмотра. Европа! Большая статья с фотографиями новой буржуазной жизни.
На корабли привозят только надоевшие старые киноленты! Я провожу несколько дней в порту, отлавливая ловко прячущихся от меня ответственных людей...
Заводы, химчистки, магазины. Каждый день новый объект. Эстония прекрасна и очень приветлива, никто не шипит на меня за мой русский язык. У продмагов аккуратные бабушки продают букетики - на обеденном столе всегда должны быть цветы! В магазинах продают копченых кур, творог и молоко вкусны до невозможности. В магазинах "выбрасывают" джинсы (я купила белые!) и всякое другое разное.
Дюны, море. Аркаша с друзьями и таллинские кафешки по вечерам.
Через две недели я уехала в Москву. А в октябре пришёл гонорар - 380 рубликов. Это были очень хорошие деньги в то время. Я была горда, но, честно говоря, гораздо больше меня порадовал тогда факультетский диплом за лучшую практику.
И вот это ощущение, что гораздо важнее денег сам процесс, увы, осталось со мной навсегда. Наверное, только это и помогло остаться мне в университете в те годы, когда там почти ничего не платили. Я тогда подумала и заявила домашним:" Если даже начнут брать деньги за вход на работу, все равно буду туда ходить!"
Конечно, пришлось подрабатывать, но это на самом деле не так важно.
Вот и вспомнила я о первой зарплате, которую мне заплатила Эстония, нынче и вовсе заграница!
А у вас каким был первый заработок?
Это я в тот год в универе (я - ближе к вам! всегда ближе к вам!)

Journal information