Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Categories:

Да, были люди...



Читаю записки этнографа, почетного академика Петербургской академии наук (1900) Сергея Васильевича Максимова (25 сентября 1831 — 3 июня 1901) о том, как постились наши предки, и понимаю, что покрепче наши пра... были телом и духом, чем мы, сейчас мало кто так строго держит пост. Очень интересные наблюдения!

"Наш народ не только соблюдает посты во всей строгости церковного устава, но идет в этом отношении значительно далее, устанавливая сплошь и рядом свои постные дни, неизвестные церкви. Так, почти в каждом селе, в каждой деревне можно встретить благочестивых старух и стариков, которые «понедельничают», т. е. кроме среды и пятницы постятся и по понедельникам.

Некоторые же в своей душеспасительной ревности доходят до того, что за несколько лет до смерти или перестают совсем есть скоромное, или налагают на себя пост, в частности, никогда, например, не едят мяса, молока, яиц, рыбы; не едят ничего с маслом, будь то скоромное или постное; безусловно, воздерживаются от вина; дают обет никогда не есть яблок, картофеля, не пить квасу и прочее.



Наряду со стариками добавочные посты налагают на себя и девушки, которые «вылащивают» женихов. До какой степени педантично крестьяне соблюдают свои обеты, можно судить по следующему, очень характерному случаю, рассказанному одним священником Вологодской губернии. Какая-то деревенская старушка признавалась этому священнику на духу, что окаянный смутил ее и заставил в пост есть «скором». На вопрос же священника, что именно она ела, старушка поведала, что ела редьку, семена которой перед садкой были рощены в молоке. На том же основании крестьяне считают непростительным грехом пить постом чай с сахаром...

При таком аскетически-строгом отношении к постам неудивительно, что и молоко матери считается для грудных ребят тоже греховной «скоромью», и еще недалеко ушло то время, когда в крестьянских избах стон стоял от ребячьего крика, так как во время строгих постов грудных детей кормили постной пищей, приказывая матерям не давать им груди. Теперь, к счастью, это обыкновение повсеместно вывелось, и хотя молоко матери по-прежнему признается греховной «скоромью», но грех этот считается небольшим и падает он не на младенца, а на мать. Зато и теперь дети, уже отлученные от груди, обязательно должны соблюдать посты наряду со взрослыми.



Вообще крестьяне и крестьянки, особенно из числа пожилых, радеющих о спасении души, скорее решатся умереть, чем «опоганить душу» скоромной пищей. И тяжко больные строго постятся.

Кроме воздержания в пище, крестьяне считают необходимой принадлежностью поста и половое воздержание: считается большим грехом плотское сожительство с женой в постное время, и виновные в таком проступке не только подвергаются строгому внушению со стороны священника, но выносят немало насмешек и от своих односельчан, так как бабы до тонкости разбираются в таких вещах и по дню рождения младенца прекрасно высчитывают, соблюдали ли супруги «закон» в посты. Особенно зорко следят бабы, чтобы «закон» соблюдался деревенским причтом: считается несмываемым срамом для всей деревни, если в беззаконии будет изобличен пономарь, дьячок, дьякон, а особенно священник. Следя строго за собой, взрослое население неослабно следит и за деревенской молодежью, наблюдая, чтобы в посты отнюдь не было «жировни», чтобы парни и девушки не затевали игрищ и ни под каким видом не смели петь мирских песен, не говоря уже о плясовых и хороводных. Вместо этих песен молодежи предоставляется петь так называемые «стихи», по характеру своему близко подходящие к старообрядческим «псалмам».

Если столь строгое воздержание от всего греховного и соблазнительного соблюдается в большей или меньшей степени во все посты, то легко представить себе, насколько педантично постятся крестьяне в Великий пост, подготовляя себя к говению и к достойной встрече величайшего из христианских праздников — Святой Пасхи.



Во время говения многие старики и старухи едят один раз в день, и притом отнюдь не вареную пищу, а всухомятку: хлеб или сухари с водою. Наиболее же благочестивые стараются, по возможности, ничего не есть всю Страстную неделю, разрешая себе только воду. Для детей в благочестивых семьях «дневное голодание» обязательно только в Страстную пятницу.

Безбожники составляют редкое единичное явление, так как крестьяне верят, что человек, не бывший семь лет у исповеди и не причащавшийся св. Тайн, уже составляет добычу дьявола, который может распорядиться таким человеком по своему усмотрению.

Всего охотнее крестьяне говеют на первой, четвертой и Страстной неделе. В это время говеющие стараются как можно меньше говорить, чтобы не проронить пустого слова; по вечерам, если есть в семье грамотный, читается какая-нибудь божественная книга, и все слушают или молятся. Все церковные службы говеющие посещают добросовестно и аккуратно, а перед исповедью кланяются друг другу в ноги, прося простить Христа ради согрешения.



К принятию св. Тайн готовятся как к празднику: каждый старается приодеться, по возможности, лучше, а некоторые женщины из самых богатых деревенских жительниц (не крестьянки) считают даже за грех являться к причастию не в новом наряде.



Вот только непонятно: куда почти все эти истовые богомольцы делись после 17 года? И кто рушил храмы в сёлах? Не крестьяне?


Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Право на прогулку

    Я все же прихожу к выводу, что существуют параллельные миры. Они практически не соприкасаются. Но новости до нас долетают из этих разных, разных…

  • Днем сдашь тест — вечером в розыске

    Прелестно, просто прелестно: невнятные, но зато бесплатные тесты с ложноположительными результатами являются полным основанием для полномасштабной…

  • 7 лет за утаивание диагноза

    Вот такая московская история. Мужчина заразился ковид-19. Неделю лечился в больнице. Потом его отправили долечиваться домой. А дома-то…

  • Дистант. Как будем учиться?

    Уже сообщили, что в школах больше не будет общих перемен, собраний в актовых залах, посещения школьной столовой и вообще любых массовых собраний.…

  • Промокод: ковид-19

    Так. Предлагаю вам небольшое, но важное для всех нас расследование. Вот поразительная статья в "Комсомольской правде", которая рассказывает о новой…

  • Ночные проверки ковидников и толпа нарушителей на Коммунарке

    Рубрика "объясните идиоту" становится, похоже, постоянной в моем журнале. Идиот — это я, конечно.Потому что решительно перестаю понимать многие вещи.…

  • Смерды, простолюдины и прочие хамы

    МИНЮСТ РАЗРЕШИЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОВО «ПРОСТОЛЮДИН» В ОФИЦИАЛЬНОМ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ 08.05.2020 По инициативе Минюста, российский официальный…

  • Зачем нас собираются массово тестировать?

    Власти Москвы планируют увеличить количество проводимых тестирований на антитела к коронавирусной инфекции до 100 тыс. в сутки, а затем довести до…

  • Анатолий Тверитнев: "Кое-что, что вы должны знать"

    Рязанский блогер Анатолий Тверитнев рассказал на своей страничке в «ВКонтакте», что произошло с его мамой, когда она заболела. История, впрочем,…

promo nikolaeva may 1, 2019 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →