Николаева Анастасия Владимировна (nikolaeva) wrote,
Николаева Анастасия Владимировна
nikolaeva

Categories:

Маугли

Вот вы зачем учите иностранные языки? Наверное, чтобы общаться с людьми в странах иноземных, читать иностранную литературу и понимать чужестранные песни? Это понятно и похвально.

А вот зачем школьники учат 11 лет русский язык?
Неужели исключительно для того, чтобы в совершенстве знать классификацию местоимений, уметь сделать фонемный разбор, найти в предложении обстоятельство и дополнение?

Как пригодятся им эти навыки в жизни?
Тем, кто не собирается на филфак, никак. Благополучно улетучатся из головы бесполезные знания вместе с памятью о том, скольких трудов и слез стоили эти бесполезные и даже в чем-то вредные знания.

Почему вредные? Потому что именно из-за них ученики воспринимают родной язык как некую абстракцию, как набор бессмысленных определений и непонятных схем.

Посмотрите учебники по этому предмету за 3,4,5,6,7,8, 9 классы. Оглавление не меняется: имя существительное, имя прилагательное, глагол, члены предложения...
Есть первые вводные коротенькие главки о языке, но обратите внимание, как они написаны!
"Изучая русский язык в основной школе, ты научишься видеть слово в его неповторимости и целостности, выявлять возможности слова в тексте, умело использовать его в общении и совершенствовать свою речь; выстраивать языковую картину мира... Напоминаем, что эти умения или действия (они называются универсальными) развиваются через специальные задания, обозначенные в учебнике кружками и фоном условных знаков разного цвета..."

И вот все это шестиклассник должен не только понять, но и пересказать!

Неудивительно, что школьники предпочитают "забить" на весь этот ужас.

А знания о языке, коммуникативные навыки просто необходимы каждому школьнику.
От того, как они будут общаться, во многом зависит их личная и профессиональная судьба.

Сколько любящих пар расстались только потому, что не смогли объясниться, сколько хороших профессионалов были вынуждены искать новое место работы только из-за того, что не смогли на должном уровне выстроить отношения с коллегами.
Почему нормальный человек с шести лет до шестнадцати лет каждый(!) год должен учить про существительное?! Что произойдет, если начать изучать морфологию только класса с 7?

Гораздо полезнее, мне кажется, научить человека правильно выражать свои мысли, красиво говорить. Основы риторики, элементы прикладной психолингвистики, правила построения успешной коммуникации - вот та основа, которая необходима каждому.

Человек должен уметь высказать свои соображения, привлечь внимание собеседника.
Не менее важно понять, что говорят тебе, выделить главное в чужом сообщение, суметь быстро и правильно на него среагировать.
А вот грамматика, орфография, пунктуация - это только вспомогательные средства оформления речи. Не надо их превращать в сверхцель и сверхзадачу.

К чему это я?
Начался учебный год, и ко мне потянулись привычно знакомые друзей и друзья знакомых с просьбой посмотреть, на что их дитятки способны. И как их дальше учить?

Может, в этом году так сложились звезды. А может, это уже и норма, но за одну неделю я увидела двух совершенно нормальных, милых детей, которые почти совсем не могут говорить. Они улыбаются, моргают, но не говорят и не пишут. Здоровые дети, неглупые. Они не в состоянии рассказать о том, где отдыхали летом. То есть страну называют, а на просьбу рассказать, что довелось увидеть, говорят:"Понравилось."
- Что понравилось? - не отстаю я.
- Все, - упорствуют они в своем лаконизме.
Не могут пересказать текст из 15 предложений, не помнят, что читали за последний год, не в состоянии придумать 3-4 связных предложения. И это дети из московских школ.

Одна мама, когда я ей рассказала о том, что положение со знаниями у ее ребенка весьма серьезное, закручинилась, задумалась и сказала:"Это я виновата. Не говорю с ней. А вроде и не о чем. Я тоже не особо это умею."
На этих словах она заинтересованно взглянула на меня и закончила свой короткий монолог весьма неожиданно:" А вы не могли бы со мной позаниматься? А дочь я отправлю учиться в Англию. Все равно по-русски не говорит, пусть хоть английский учит!"

Замечу, что школьная оценка по русскому языку у этих "неговорящих" детей - "хорошо".

Меня эти встречи очень огорчили. И я вспомнила, как училась в обычной школе в Кунцево. Разные дети были в моем классе.
Но все говорить умели. И очень даже неплохо.

Несколько лет назад я встречалась со своими бывшими одноклассниками. И первое, на что обратила внимание, как правильно они говорят.

Что же такое должно было произойти, чтобы в большом городе, в нормальных семьях появились дети, не умеющие говорить?
Теперь понятно, откуда берутся эти плюсики и лайки под фотографиями и текстами в интернете.

Часто видишь такую жутковатую картину: под текстом о смерти актера или о крушении поезда - многочисленные " мне нравится".
Спросишь:"Мертвые нравятся?!"
Пожмут плечами, глупо ухмыляясь. Бездумный обмен безумной информацией. Их устраивает, им нравится.
А мне нет. Страшно жить в таком мире, где одни не могут сказать, а другие не в состоянии услышать.
Tags: Невыразимое
Subscribe
promo nikolaeva may 1, 2019 00:41
Buy for 250 tokens
До 500 000 показов вашего контента всем заинтересованным в рекламе могу обеспечить на своём канале в Яндекс.Дзене. nikolaeva.lj@yandex.ru
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →